Валентина и Сын
Валентина и Сын Подписчиков: 19603
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 64.2М

🟩Язык - подвижный инструмент разговорной речи? Говорим правильно или понятно: «звОнит» или «звонИт»? И чё?

35 дочитываний
39 комментариев
Эта публикация уже заработала 17,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Русский разговорный язык и тот, на котором мы обмениваемся на письме, отличаются.

Фото автора

Мария Каленчук, ДФН, научный сотрудник Института русского языка РАН, рассказала, как меняется русский язык и русская речь, и что будет происходить дальше.

&&&

Не секрет, что мы говорим и пишем по-разному. Нет в русском языке слова «ЧЁ», а мы всей Россией используем это слово. И Президент, и дворник, и БОМЖ…Слово используем за сутки не менее тысячи раз.

То есть, вполне возможно, что уже пора вводить слово в официальный русский язык?

&&&

Нет, Каленчук не об этом слове говорила. Она взяла для примера слово «ЗвонИт». Тоже то еще словечко. Я сама часто в разговоре ошибалась в юности, и даже муж меня поправлял, что так говорить (звОнит) нельзя.

Но спустя 10 лет и он стал ошибаться. А муж мой был очень образованным человеком.

&&&

Так что, хоть тресни, а язык меняется. И часто мы не понимаем, как надо правильно сказать: ПовЕсить(?) или повЕшать(?).

Я и сегодня до конца не уверена, как использовать этот глагол?

Я не знаю, почему мне нельзя сказать «мне больно ноги»? От меня требуют, чтобы я сказала «У меня болят ноги». Или я должна сказать наоборот?

Для человека, у которого эти проблемы с ногами есть, фиолетово верное звучание слова.

Дошло до того, что я просто-напросто перестала использовать многие слова, чтобы не расстраивать «смотрящего» за языком господина Старостина.

&&&

Да, одни слова меняются совсем незаметно, и аккуратно закрепляются в словарях, а другие вызывают споры.

16 лет назад революция случилась со словом КОФЕ. В мою жизнь КОФЕ всегда был мужского рода. Теперь это слово средний род.

Во всех словарях новые правила русского языка сообщают, что КОФЕ имеет право на трактовку в любом удобном варианте. В литературном варианте - мужской род, а в разговорной речи – средний род.

&&&

Филолог отметила, что слово «звОнит» закрепится в будущем. И указала на слова «варит», «солит»…

Мария Лебедева (портал «Грамота.ру») называет процесс неизбежным.

Что скажете?

Как правиль сказать?

Проголосовали: 18

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

39 комментариев
Понравилась публикация?
18 / -3
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 39
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

В РФ все деградирует, даже русский язык.

+5 / 0
картой
Ответить
25.04.2025, 08:37
Подольск

Старцев ВладимирПишет 25.04.2025 в 03:10
В РФ все деградирует, даже русский язык.

Нет. Но язык меняется. Это не деградация. Мы, встретившись с жителями России 17-18 веков, можем и не понимать друг друга.

+1 / -2
Ответить
Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М
25.04.2025, 08:52
Санкт-Петербург

Валентина и СынПишет 25.04.2025 в 08:37
Мы, встретившись с жителями России 17-18 веков, можем и не понимать друг друга.
Запросто поймем. Есть, конечно, устаревшие слова, типа: Ажно, Аксамит, Алтын, Аспид..., но и это поймем из контекста. В основном, в 17-18 веках говорили правильно.

А сейчас уже впору вводить в оборот: Крынжово, Прикольно... Когда я захожу в чей-то офис и вижу папки на которых написано "Договора", я уже знаю, как разговаривать с такими людьми, как раз с ними и нужно употреблять "Прикольно и Крынжово"

+2 / 0
Ответить

Кринджово! Не коверкайте нашего чистого русского языка. 🤣

+1 / 0
Ответить
Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М
25.04.2025, 12:22
Санкт-Петербург

ВадимПишет 25.04.2025 в 12:18
Кринджово! Не коверкайте нашего чистого русского языка.

Да, прошу прощения за вопиющую безграмотность. Действительно, не знал, как пишется это слово.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Прикольно общаться с чуваком, который по-бырому врубается в тему, не агрится и не бомбит бесполезнячно. 🤣

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Валентина и СынПишет 25.04.2025 в 08:37
можем и не понимать друг друга

Плохо понимать

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

давайте вообще тогда правила отменим. пусть каждый говорит как хочет. будет весело)

+4 / 0
картой
Ответить
25.04.2025, 08:43
Подольск

ЮлияПишет 25.04.2025 в 08:29
давайте вообще тогда правила отменим. пусть каждый говорит как хочет. будет весело)

Пожалуй, это слишком радикально.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Есть ещё такое хитрое слово "катАлог", хотя на самом деле каталог ))

+3 / 0
картой
Ответить
25.04.2025, 08:40
Подольск

ГликерияПишет 25.04.2025 в 06:08
Есть ещё такое хитрое слово "катАлог", хотя на самом деле каталог ))

каталОг - потолОк

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М
25.04.2025, 15:16
Санкт-Петербург

ГликерияПишет 25.04.2025 в 06:08
хотя на самом деле каталог
А еще многие спорят, как правильно "творог", или "творог". Я считаю, что правильно будет "творог", ударение на "о"

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
DELETE

Говорить нужно правильно, но не всегда правильно следим за своей речью, к сожалению...

25.04.2025, 08:41
Подольск

Алексей ВасильевичПишет 25.04.2025 в 07:22
Говорить нужно правильно, но не всегда правильно следим за своей речью, к сожалению...

Говорить нужно понятно, на языке собеседника. Как Вам речь криминального жителя тюрьмы? А мы ее понимаем

+1 / -1
Ответить
Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М
25.04.2025, 15:18
Санкт-Петербург

Валентина и СынПишет 25.04.2025 в 08:41
Как Вам речь криминального жителя тюрьмы? А мы ее понимаем

Вам только так кажется. Вы не слышали еще настоящую феню, там вообще все слова непонятны.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

А, допустим: прОдал или продАл?

+2 / 0
картой
Ответить
25.04.2025, 00:21
Подольск

ВадимПишет 25.04.2025 в 00:13
А, допустим: прОдал или продАл?

Я не специалист по языку. Но...продАл...Проверочное слово продАжа. Или как?

+1 / 0
Ответить

ПрОдано😅.

+2 / 0
Ответить
25.04.2025, 08:35
Подольск

ВадимПишет 25.04.2025 в 00:52
ПрОдано😅.

Как нам Вы подсказали, трактовка может быть любой. Думаю, что язык, не только русский, но и любой, у носителя языка меняется. И только иностранцы сбиваются на свой язык.

+1 / 0
Ответить

Конечно, меняется. Мы же говорим не на славянском, как наши предки. Кстати, я читал, что все современные славянские языки похожи и западные славяне понимают друг друга. Только наш — русский отъехал далеко от первоисточника настолько, что мы их не понимаем.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

ПрОдано😅.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

В зависимости от того "оплачено" или "уплочено")

+2 / 0
Ответить
25.04.2025, 08:36
Подольск

ГликерияПишет 25.04.2025 в 06:11
В зависимости от того "оплачено" или "уплочено")

Гликерия, а как будет правильно? Это слово тоже спорное. надо будет поискать.

+2 / 0
Ответить

Правильно будет оплачено от слова оплата и так же правильно будет уплачено через А, а не через О (уплОчено).

Если вы платите за что-то за лечение, например, тогда стоит использовать слово оплачено, а если что-то, (налог, штраф), то тогда правильно будет "уплачено"

+3 / 0
Ответить
Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
28.04.2025, 19:37
Калуга

ГликерияПишет 25.04.2025 в 13:42
Если вы платите за что-то за лечение, например, тогда стоит использовать слово оплачено, а если что-то, (налог, штраф), то тогда правильно будет "уплачено"

И то, и другое - краткие формы причастия, образованные от исходных глаголов "оплатить" и "уплатить".

Можно оплатить - что? Доставку, услугу, пребывание в гостинице.

Уплатить - тоже "что"? Но уже нечто в качестве возмещения: штраф, налог, взнос.

В ряде случаев эти слова выступают как синонимы, и даже словари это допускают.

А вот "заплатить" - чаще всего "за что-то": за товар, за проезд, за обучение.

Это я так вижу. А нормы, конечно, "дрейфуют"...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (39)

В Литве не смогли оштрафовать робота-уборщика за русский язык

В Литве разгорелся жуткий скандал. В одном из продуктовых магазинов Вильнюса робот-уборщик разговаривал на русском языке. На него, робота, пожаловался разьяренный местный житель, когда увидел,...
00:04
Поделитесь этим видео

Как кофе помогает вставать с кровати даже в самые тяжёлые дни

Кофе — это не только вкусное утреннее удовольствие, но и маленький инструмент для нашей мотивации. Как он помогает? Даёт энергию для старта. Даже одна чашка кофе повышает бодрость и помогает включиться в работу,...

Стратегия единства: новые правовые контуры российской национальной политики до 2036 года

На прошлой неделе подписан Указ Президента Российской Федерации от 25 ноября 2025 года № 858, утверждающий Стратегию государственной национальной политики на период до 2036 года. Этот документ,...

Почему чашка кофе утром — это не только бодрость

Утро — это время, когда можно подарить себе маленькую порцию внимания. И что может быть лучше, чем чашка ароматного кофе? Но речь не только о бодрящем эффекте. Кофе — это настоящий ритуал заботы.

Вот Вы проснулись, и...

Прошла ночь волшебных сновидений, и... Началась дневная жизнь. У всех разная. Кто-то не спеша пьёт кофе, любуясь в золото одетый город, кто-то вышел на раннюю пробежку, кто-то спешит на работу,...
00:43
Поделитесь этим видео

Держитесь крепче! Земля переживает мощнейший геомагнитный шторм, который только чуточку не дотягивает до экстремального уровня G5!

Эксперты из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН бьют тревогу, но с юмором: "Кажется, Солнце решило устроить нам небольшую вечеринку!" И самое интересное – по мнению ученых,...