Скрытые угрозы ИИ в образовании, пора задуматься о будущем наших детей.
В последние годы технологии искусственного интеллекта, такие как чат-боты на основе GPT, стремительно проникают в различные сферы жизни, включая образование. Они обещают облегчить процесс обучения, сделать его более доступным и интерактивным. Однако за блестящей оболочкой этих технологий скрываются серьезные риски и негативные последствия, которые могут оказать разрушительное влияние на развитие школьников.
Скрытые угрозы ИИ в образовании
Уважаемые читатели, давайте глубже рассмотрим, как использование нейросетей может отразиться на уровне образования, грамотности, способности мыслить и самообучаемости детей и молодежи.
Первое, что бросается в глаза при использовании чат-ботов — это упрощение процесса мышления.
В современном мире, где информация доступна на каждом шагу, школьники все чаще прибегают к помощи ИИ для получения ответов на свои вопросы. Это может создать иллюзию глубокого понимания предмета, однако на деле приводит к поверхностному восприятию знаний.
Когда ученики получают готовые решения и ответы на вопросы без необходимости анализа и осмысления, они теряют способность критически мыслить.
- Если раньше школьник, чтобы подготовить доклад, должен был записаться в библиотеку, найти нужную книгу, выписать самое важное в читальном зале в свою тетрадь - то теперь достаточно сформировать необходимый запрос нейросети, и через 1 минуту готов ответ.
- Дети даже не хотят больше искать ответы в поисковых системах Яндекс и Гугл, они хотят общаться только с чат- ботами.
Но к сожалению, мало кто задумывается, что огромное количество информации, которое генерирует нейросеть, либо не соответствует реальности, либо это ошибочная информация, либо просто куски фактов, совершенно не относящихся, к конкретному запросу.
Все эти нововведения, такие как цифровые домашние задания, тесты, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ точно не помогают развивать у детей креативность и критическое мышление. Отмена полноценных письменных и устных экзаменов и замена на тестирование одурачивает наших детей.
Вы обратили внимание - сейчас школьники не хотят читать, не хотят переписывать, им даже списывать лень из книг или поисковых систем. Они многие сидят и ждут, когда одноклассники в мессенджерах выложат правильные варианты тестов, то есть правильные буковки или циферки.

Нарисовано нейросетью "Шедеврум"
- Через несколько лет все социальные сети, поисковики и другие информационные площадки будут забиты информационным мусором, создаваемым ИИ. В этом мусоре будет все сложнее найти правильную информацию, где будут реальные факты, события, даты и имена.
А это скорее всего будет способствовать деградации огромного количества людей.
В перспективе, качественное образование будут получать только привилегированные представили социума, остальные будут учиться дистанционно и вместо учителей у них будут чат -боты.
Критическое мышление — это основа образования. Оно позволяет не только анализировать информацию, но и формировать собственные мнения и выводы. Когда ученики начинают полагаться на ИИ, как на единственный источник знаний, они рискуют стать пассивными потребителями информации. Это может привести к тому, что молодые люди не смогут самостоятельно решать проблемы и принимать обоснованные решения в будущем. Какие же вырастут из этих школьников ученые, космонавты, инженеры, доктора и т.д.?
Еще одной важной проблемой является снижение уровня грамотности. В эпоху, когда чат-боты могут генерировать тексты на любую тему за считанные секунды, у школьников возникает соблазн использовать эти технологии для выполнения домашних заданий. Это может казаться удобным решением, но на самом деле оно подрывает основы грамотного письма.
- Статистика говорит о том, что все у большего количества школьников уровень их чтения не соответствует возрастной норме. А быстрое и грамотное чтение, это основа основ.
- Когда дети начинают полагаться на автоматические генераторы текста, они теряют возможность развивать свои навыки письма и самовыражения.
- Грамотность — это не просто знание правил языка; это умение выразить свои мысли ясно и логично. Если учащиеся перестанут практиковаться в написании собственных текстов, они рискуют утратить уникальность своего стиля и способность четко формулировать идеи.
Зависимость от технологий становится еще одной серьезной проблемой в образовательном процессе. В условиях постоянного доступа к информации через чат-боты, школьники могут начать избегать самостоятельного поиска знаний. Вместо того чтобы развивать навыки исследования и анализа информации, они могут стать зависимыми от мгновенных ответов, которые предоставляет ИИ.
- Это создает опасный прецедент: когда возникают трудности или вопросы, учащиеся могут сразу обратиться к ИИ вместо того, чтобы пытаться разобраться в проблеме самостоятельно.
- Такой подход не только ослабляет их способность к самообучению, но и формирует у них психологическую зависимость от внешних источников информации.
- В долгосрочной перспективе это может негативно сказаться на их профессиональной жизни и способности адаптироваться к новым изменяющимся условиям.
Креативность — это одна из самых ценных черт человека. Однако использование нейросетей может привести к ее деградации. Когда учащиеся получают готовые решения и идеи от ИИ, они рискуют утратить способность генерировать свои собственные оригинальные мысли. Креативность требует усилий, экспериментов и иногда неудач — а когда все становится слишком просто, возникает вопрос: как сохранить этот важный навык?
Современное образование должно способствовать развитию креативности и инновационного мышления. Однако если ученики будут полагаться на ИИ для генерации идей и решений, они потеряют способность мыслить нестандартно и находить оригинальные подходы к решению задач.
Не стоит забывать и о социальных аспектах использования чат-ботов в образовании. Виртуальные разговоры могут заменить живое взаимодействие с учителями и сверстниками, это негативно скажется на развитии социальных навыков. Общение — это ключевой элемент обучения, который помогает формировать личность и развивать эмоциональный интеллект.
Нас все больше приучают не общаться с людьми: чат -боты, кассы самообслуживания в магазинах, виртуальные помощники и т. д. все эти нововведения формируют привычку не вступать в разговоры с людьми.
- Когда ученики начинают проводить больше времени с технологиями и меньше взаимодействуют друг с другом, они рискуют утратить важные навыки общения.
- Это может привести к социальной изоляции и трудностям в будущем при взаимодействии с коллегами и друзьями.
- А как же потом молодое поколение будет строить семью? Ведь семья требует умения взаимодействовать, разговаривать и находить компромиссы.
Важно помнить, что обучение — это не только передача знаний, но и формирование личности через общение и взаимодействие с окружающими.
Существует риск формирования поколения "потребителей", которое не будет способно мыслить самостоятельно или генерировать новые идеи. Это может оказать серьезное влияние на будущее нашего общества: мы можем получить людей, которые не способны критически оценивать информацию или принимать обоснованные решения в сложных ситуациях.
Выводы автора
В заключение хочется сказать, что технологии искусственного интеллекта имеют огромный потенциал для улучшения образовательного процесса. Однако их использование должно быть взвешенным и осознанным. Мы должны помнить о рисках и негативных последствиях, которые могут возникнуть в результате чрезмерной зависимости от нейросетей. Но этот ящик Пандоры уже открыли!
Если мы не будем осторожны, мы можем столкнуться с деградацией молодого поколения, которое будет неспособно мыслить самостоятельно и адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Технологии должны служить нам, а не заменять нас. Необходимо использовать их мудро! Образование должно оставаться местом для роста, развития и самовыражения, а не инструментом для упрощения жизни за счет потери важных навыков и качеств личности. Но в настоящее время цифровизация школы идёт семимильными шагами, будущее неизвестно и туманно!
Источник: https://dzen.ru/a/Z_JYU06LPH46JOWL
Как Вы относитесь к внедрению ИИ и нейросетей в нашу жизнь, и в том числе в систему образования?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Получается так: "Папа решает, а Вася здает?" Категорически против ИИ в школе.
Точно только в роли папы ИИ, чат gpt.
Именно так и получается. Такая вот грустная аналогия. А читать деткам надо почаще Тургенева, Пушкина, Бориса Полевого, Толстого, Горького, Лермонтова, Тютчева, Салтыкова-Щедрина, Достоевского в прикуску с Маяковским и т. далее... И зубрить, зубрить, зубрить..., а не надеяться на чьи-то мозги, вроде ИИ,
Полностью согласна, только вот что-то они не хотят совсем читать книги.
Всё зависит от родителей. Если те не читают книги, то как могут захотеть дети читать книги? В моей семье все читают книги в электронной и бумажной версиях.
Только против!
ИИ нам в помощь по мелким вопросам. Но достоверную информацию ИИ не содержат.
История, юриспруденция ни в коем случае. С этим ИИ не справляется.
Я вообще не знаю, как сейчас можно оценивать знания учеников... Всё можно найти в интернете
Да, это невероятно сложно. Видимо нужно изымать смартфоны в школе и там учиться без них. В школе выполнять и домашнюю работу. Иначе профонация.
Плюсую. В школу надо разрешить только кнопочные телефоны для связи с родителями. Никаких смартфонов.
С помощью собеседования или сочинений, контрольных и без смартфонов
Ваша дочь контрольные дома на выходных писала. Забыли?
Устно. Как раньше.
не очень позитивно оцениваю. ИИ пока рассматриваю с подозрением
Совершенно непонятно к чему мы придем с ИИ.
Скорее отрицательно отношусь.....
Мне кажется, человечество не готово, ко всему тому что привнесет ИИ.