Сулакский каньон: лодка врезалась в скалу, пострадали туристы. Была там за день до трагедии, в чем ее причина?
Как говорит один мой знакомый, я готов рискнуть жизнью, но не готов рисковать здоровьем. Сказано это обо всех популярных туристических аттракционах, вроде тарзанок, зип-лайна, катании на шарах и - катании на катерах.
Сулакский каньон расположен в республике Дагестан и является одним из ее наиболее посещаемых объектов, ее визитной карточкой. В сезон, который начинается в мае и длится до октября, сюда приезжают сотни автобусов, каждый из которых полон туристов, желающих фото на краю скалы - с видом на каньон, а также желающих прокатиться на катере. Спрос рождает предложение и рано или поздно здесь обречены были появиться катера - и они таки появились.
Мы специально поехали сюда до начала сезона, чтобы избежать толп и жары, но все равно в каждой точке было по 30-50 человек. Представляю, какие толпы летом. Справедливости ради, мы лично прогулку на катере не заказывали, просто приобрели один из самых недорогих туров, в который были включены Сарыкумский бархан и несколько точек у каньона, обед и то самое катание. Начитавшись про то, что на катерах водители хулиганят, я специально уточнила у представителя турфирмы, не опасно ли там. Получила ответ, что на месте можно будет выбрать, спокойный катер или "с экстримом" и успокоилась.

И вот мы у водохранилища. В конце апреля самый низкий уровень воды, самый высокий будет в конце августа. По этой причине вы какое-то время идете по обнаженному дну водохранилища, у самых лодок уклон довольно большой, сыпется под ногой, многие проскальзывают, включая меня в трекинговых ботинках. Задаю вопрос, почему нельзя сделать какие-то мостки - получаю ответ, что нет смысла, потому что скоро поднимется вода и садиться будут несколькими метрами выше. Читай - зачем что-то делать для безопасности туристов, когда можно ничего не делать и не тратиться.


У катеров делимся на группы. С удивлением вижу, что две трети группы выбрали катер "с экстримом", ну девочки-спортсменки понятно, но пенсионеры куда? Возможно, все дело в том, что гид всю дорогу расхваливала именно экстрим и как все довольны после катания. Опять же справедливости ради не могу не отметить, что перед высадкой из автобуса гид провела инструктаж, пояснила, что обязательно надеть и застегнуть спасательные жилеты, запрещено стоять в катере, нужно держаться и лучше не ври кто на ходу, потому что выпавший за борт телефон компенсировать никто не будет.
Заходим на борт. Я сразу провожу беседу с капитаном катера, прошу его не хулиганить и вести катер без неожиданностей. Особенно подчёркиваю, что если ему нужно, чтобы мы повизжали, то я могу исполнить прямо здесь и сейчас, а сюрпризов на воде не нужно. Он кивает, соседи по катеру поддерживают. Отправляемся. Прогулка заключается в минутах 10 по водохранилищу к небольшому ущелью, там катают в нем, затем обратная дорога к пристани. Все очень красиво, музыка энергичная, катер капитан ведёт осторожно, лишь пару раз ложится то на один бок, то на другой, соседки по катеру визжат, капитан оборачивается и смотрит на меня, я крепко держусь за борт катера (внутри, кстати, держаться вообще не за что, ни поручней, ни ручек специальных нет). Местами нас обдает брызгами - вода ледяная.
В это время два соседних катера начинают тот самый экстрим: катера вздыбливаются, едут почти вертикально, как будто наезжают друг на друга, ложатся на воду то на один бок, то на другой. Над водой раздается визг, напоминающий крики в парках развлечений, когда вагонетка американских горок несётся вниз. Снова сближение и снова визг. Наш водитель держится до последнего, с тоской глядя, как активно катают те катера. Снова пируэты в воде. С прогулки почти вся группа вернется в мокром состоянии, а парочку девиц укачает до рвоты.


Кто бы мог подумать, что две престарелые учительницы из Бурятии из нашей лодки внезапно воспылают любовью к экстремальному катанию? Им так понравилось, когда катер ложится с бока на бок, что они пристают к капитану ещё так покатать. При этом они напрочь забыли инструктаж, стоят во время маневра в лодке и активно позируют. Я крепче хватаю борт и мысленно хвалю себя за то, что моя камера лежит в сумке и сверху прикрыта чехлом от воды. А ещё костерю бабулек, которым на старости лет захотелось оторваться подальше от учеников. Наконец, пристаем к берегу.
Уфф.
Только из своего катания могу сделать следующие выводы:
- капитанам идти на поводу у туристов категорически нельзя. Никакое фото или видео не стоит вашего здоровья и жизни. Необходимо запретить вставать и взбираться на борт лодки;
- мостки в несезон для спуска к лодкам таки нужны, упасть там проще простого;
- в лодке должны быть поручни, чтобы за них можно было держаться, держаться на скользкий и стеклянный борт то ещё удовольствие и при качке не больно-то помогает;
-обязателен контроль за тем, что жилет надет и застегнут. А так даже капитаны носят его внакидку. Правда, в ледяной воде не больно-то поможет;
- в каждой лодке нужна аптечка, которой, разумеется, сейчас нет; на берегу нет и врача, способного оказать первую помощь;
- разумеется, никакого экстрима. Все вот эти "да мы тут так каждый день по сто раз катаем, каждую кочку знаем" заканчиваются в конечном итоге именно авариями с гибелью людей.
Ну и главное - подумайте, надо вам оно или нет.
А знаете, что будет дальше? Ничего. Лицензии у катеров есть, техосмотр проходят - об этом уже отчитались. А упускать такой вид дохода местным не с руки. До очередной аварии?