«Место встречи изменить нельзя»: фильм о недостойных намерениях и невозможности победы

Фильм «Место встречи изменить нельзя» давно стал культовым – не из-за жанровой детективной линии и не только благодаря харизме Высоцкого. Его настоящая сила – в честном показе тупика, в который приводит борьба с преступностью средствами, диктуемыми моралью, сформированной паразитирующей системой. Это фильм не про победу добра над злом, а про невозможность добиться справедливости, если твои цели или методы подчинены чуждым интересам – будь то интересы карьеры или бюрократической структуры.
Жеглов: человек системы с риторикой Протектора
Глеб Жеглов на словах говорит как Протектор – «вор должен сидеть в тюрьме» звучит почти как лозунг справедливого возмездия. Но его действия доказывают, что за этим стоит не праведный гнев, а жажда результата, удобства и продвижения. Он готов сгноить в тюрьме невиновного инженера Груздева, чтобы быстрее закрыть дело. И если бы не вмешательство Шарапова – единственного, кто осмелился поставить мораль выше формальной победы, – Груздев так бы и остался «удобной» жертвой.
Самый тревожный эпизод – убийство Левченко, сданного наводчика из банды «Чёрная кошка». Он был «ссученным вором» – то есть, криминальным авторитетом, нарушившим воровской закон, начавшим сотрудничать с властями. Сотрудничество выражалось изначально даже не в том, что она помог Шарапову, а в том, что он пошёл на Великую Отечественную войну, воевать за большевиков. По этому поводу у криминала был большой «сходняк», и было решено, что такие воры – предатели! И в криминальной среде это одна из самых презираемых категорий, обречённых на уничтожение с обеих сторон. Но задача милиции – защищать даже таких, если они сдались, тем более если помогают. Вместо этого Левченко был фактически ликвидирован Жегловым – и не в перестрелке, а в холодном, просчитанном акте, под прикрытием борьбы с преступностью. Пусть и «при попытке к бегству». Это не правосудие – это расчёт.
Шарапов: человек, не потерявший совесть
Владимир Шарапов – не идеалист в розовых очках. Он прошёл войну и знает, что такое жестокость и компромиссы. Но он не дал уничтожить в себе человека. Он настаивает: цель не оправдывает средства, особенно если средства превращают тебя в часть машины, пожирающей собственный народ. Его протест против подброшенного кошелька Кирпичу – не бунт против коллеги, а последний шанс сохранить веру в то, что правда ещё возможна в рамках закона.
Шарапов не предлагает готовых решений. Его путь – тоже не панацея. Следуя его принципам, действительно можно упустить преступника, не довести дело, быть смещённым или сломанным. Но Шарапов не карьерист. Его намерения – то, что отличает его от Жеглова. И это главный вопрос фильма: какова твоя цель –
восстановить справедливость или получить галочку в отчёте?
Паразитическая мораль как корень зла
Фильм показывает, что борьба с преступностью средствами, разрешёнными моралью номенклатуры – чиновной, приспособленческой, безличной – обречена на неэффективность. Жеглов прав в одном: действовать строго по бумажке – значит проиграть. Но беда в том, что его личные мотивы (карьера, слава, власть) делают даже самые эффективные его методы токсичными. Преступность при этом не исчезает, а лишь мутирует – в союзников власти, в коррупционеров, в «неприкасаемых».
Фраза Фай Родис из романа Ефремова – «Руководствуясь достойными намерениями, я смею всё!» – могла бы быть ключом. Только вот достойных намерений у Жеглова нет. Поэтому он и не Протектор. Он только играет его роль – умело, убедительно, местами обаятельно, но всё же лишь по сценарию системы, а не по велению совести. Он не Робин Гуд и не Насреддин, которые, да, на каждом шагу, нарушают что закон, что мораль диктуемые социальными паразитами, но они делают это ради правды и справедливости, а не ради карьеры.
Идеал не в Жеглове и не в Шарапове
Фильм не даёт нам выхода. Шарапов прав, но беспомощен. Жеглов эффективен, но опасен. Именно эта невозможность простого решения делает «Место встречи изменить нельзя» великим произведением. Оно честно говорит: в мире, где мораль диктуется паразитами, победа – либо фальшивая, либо Пиррова. И только когда появляется человек, действующий с ясными и действительно достойными намерениями, становится возможен настоящий сдвиг – пусть даже ценой всего.
Именно поэтому этот фильм и стал культовым. Он не раздаёт оценки, он задаёт вопросы. Не подсказывает, как действовать, а показывает, как разрушительно становится любое действие, если в его основе – не истина, а карьера. Это фильм-призрак о стране-призраке, где прав и тот, кто убивает, и тот, кто спасает, но никто не может победить – потому что все находятся внутри чужой игры. И выхода из неё нет – пока не появится тот, кто играет не по правилам, а по совести.
Стоп-кадры
Главный герой:

Его антагонист:

Горбатый:

Подробнее с моими отзывами на книги и фильмы можно ознакомиться на Айри, здесь.
Смотрел просто как прекрасный фильм, после прочтеного.. даже и не знаю как смотреть.. столько узнал 🤣
Жду расклад на фильм "Морозко"
О "Морозко" я не думал, и, боюсь, создать серьёзный отзыв по нему неготов. Но оценку различных фильмов, с позиций конспирологического ноосферного мировоззрения, в толковании Роберта Бартини, думаю продолжить.
А на то, как Жеглов "прессовал" Груздева и "очень метко" поразил Левченко, тоже смотрели "прекрасно"? Ничего не напоминает? А по моему во многом похоже на сегодняшнюю действительность.
Это кино... Его смотреть надо.. переживать жалеть радоваться )
Мне нравится этот фильм.
Понимаю Вас!
Танюша, а из персонажей фильма, кто тебе больше нравиться? Промокашка, Фокс, или Горбатый?
Вот именно! Внутри чужой игры.
Увы.
Надо выйти из сумерек))
Мы как будто понимаем, как по закону, но это часто не совпадает с формулой "по совести". А такое государство, где истина побеждает -только в фантастических романах или детских сказках. И вот все к этому отсылают, а реальных примеров этому нет
Не думаю, что их нет, они замалчиваются. Не забывайте, даже в сказках у нас нельзя говорить правду, если она не отвечает интересам лучших людей Родины, лучших людей Путина. Того же "Незнайку на Луне" лучшие люди уже успели объявить "экстремистской литературой" и они уже попытались запретить сказку А.С. Пушкина "О попе и его работнике Балде".
" Это фильм не про победу добра над злом, а про невозможность добиться справедливости, если твои цели или методы подчинены чуждым интересам– будь то интересы карьеры или бюрократической структуры"
И все таки "Чуждые интересы", например бюрократической структуры -это что? Разве сам закон не является порождением бюрократической структуры?
Является, и практически всегда выражает интересы социальных паразитов, но что это меняет в данном контексте?
В таком случае, говоря Вашими словами получается, что справедливости в жизни нет. А это все-таки не так)
Справедливость в этом мире скорее исключение, чем правило.
"По закону" кто-то выиграет и для него совпадет "по совести", "по справедливости", но как в таком случае посчитает проигравшая сторона - большой вопрос, подозреваю, будет думать обратное, кроме каких-то очевидных случаев...
Интересный взгляд...
Рад Вашему интересу!