Правовые последствия процедуры «Strike-off» иностранной компании для целей российского законодательства о КИК
Процедура «strike-off», применяемая в корпоративном законодательстве Сингапура, подразумевает исключение компании из реестра регистрирующего органа (ACRA). В результате такого исключения компания теряет статус юридического лица без проведения формальной процедуры ликвидации, передачи долей или активов участникам. Для российских налоговых резидентов, контролирующих иностранные компании, такой механизм порождает вопросы о выполнении обязательств по уведомлению налоговых органов РФ о контролируемых иностранных компаниях (далее – КИК) и предоставлению соответствующей финансовой отчетности.
Согласно п. 1 ст. 25.13-1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), контролируемой иностранной компанией признаётся иностранная организация, удовлетворяющая условиям, предусмотренным ст. 25.13 НК РФ, и контролируемая налоговым резидентом РФ.
Процедура «strike-off» регулируется разделом 344 Companies Act Сингапура и предполагает, что компания исключается из реестра при условии отсутствия активов, обязательств, долговых обязательств и судебных споров. Однако, юридически, «strike-off» отличается от процедуры полной ликвидации, поскольку предусматривает возможность восстановления компании в течение определённого срока (до 15 лет) по заявлению заинтересованных лиц (Section 344(5) Companies Act Singapore).
Минфин России в Письме от 01.07.2016 № 03-04-07/38526 разъяснил, что порядок ликвидации иностранной компании определяется законодательством иностранного государства, и такой порядок может предусматривать различный статус компании после завершения процедуры. Тем самым, российское законодательство требует однозначного прекращения существования компании для прекращения обязанностей, связанных с КИК.
Из анализа ст. 25.14 НК РФ и разъяснений Минфина следует, что российский резидент прекращает считаться контролирующим лицом только в случае юридического прекращения иностранной организации, подтвержденного соответствующими документами иностранного государства. Поскольку процедура «strike-off» в Сингапуре не влечет безусловного и необратимого прекращения компании (возможность восстановления сохраняется в течение значительного периода времени), налоговый резидент РФ формально продолжает оставаться контролирующим лицом до тех пор, пока исключение компании из реестра не станет необратимым.
Таким образом, при использовании процедуры «strike-off» остается неопределенность с точки зрения выполнения обязанности уведомлять налоговые органы РФ о КИК и предоставлять финансовую отчетность. В связи с этим рекомендуется руководствоваться консервативным подходом, продолжая представлять уведомления о КИК и финансовую отчетность, по крайней мере, до истечения срока возможного восстановления компании, предусмотренного законодательством Сингапура.
ФНС РФ может рассматривать компанию, исключенную из реестра по процедуре «strike-off», как продолжающую существовать де-факто. Следовательно, для избежания потенциальных налоговых рисков рекомендуется либо использовать процедуры полной ликвидации иностранной компании, либо официально отчуждать доли или контроль над ней, предоставляя налоговым органам РФ соответствующие подтверждающие документы.
Заключение
Таким образом, для целей российского налогового законодательства процедура «strike-off» сингапурской компании не является достаточным основанием для прекращения обязательств налогового резидента РФ по уведомлению об участии в КИК и предоставлению финансовой отчетности. Налогоплательщикам рекомендуется продолжать подавать предусмотренные законом уведомления и финансовую отчетность до момента юридического и необратимого прекращения существования иностранной организации.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: