"Падение Берлина": 80 лет событию и 76 лет фильму

Коллаж автора из фото в свободном доступе и скриншотов кадров из фильма "Падение Берлина" (1949)
Берлинская операция 16 апреля - 2 мая 1945 года по своим масштабам и значению и значению вполне могла бы соперничать с целой войной. Именно с битвой за Берлин связана победная символика Великой Отечественной войны: знамя Победы над Рейхстагом; граффити победителей на колоннах того же Рейхстага; самоубийство в бункере под Рейхсканцелярией нацистского вождя и его главного пропагандиста. С обеих сторон в решающей битве сошлись более 3 млн человек, на самом деле операция только называлась Берлинской, но охватывала всю восточную Германию. Как часть этой колоссальной операции с 25 апреля проводился штурм самого города после его окружения. После самоубийства Гитлера А. и Геббельса Й., бегства и поимки Геринга Г. и Гиммлера Г., неизвестной тогда ещё судьбы Бормана М., нацистское государство осталось по сути без руководства при формальном вступлении в должность даже не канцлера, а правящего министра Людвига Шверина фон Крозига и назначении на возрождённую должность президента Карла Дёница. Впрочем, так называемое фленсбургское правительство было арестовано только 23 мая 1945 года. Поэтому Берлинская операция безусловно решающая в окончании войны в Европе.

Маршал Жуков Г. К. на ступенях Рейхстага. Фото с сайта журнала "Фома"
Хотя последней столицей, освобождённой от нацистов, и была Прага. В этом есть тоже некоторый символизм: гитлеровская агрессия по сути началась с Чехословакии, хотя поначалу всё выглядело едва ли не совсем мирно. В сражениях Берлинской операции покрыло себя неувядаемой славой и Войско польское, сражаясь бок о бок с подразделениями и соединениями Красной Армии. И, наверное, только присутствие сразу двух правительств, каждое из которых отнюдь не могло похвастаться полной независимостью, не дало Польше возможности претендовать на место среди главных стран-победителей.
К 80-летию Ялтинской конференции: "польский вопрос", часть 2
Стремительная и победоносная Берлинская операция не только положила конец войне в Европе, но и любым даже самым фантастическим планам сепаратного мира западных союзников с Германией, а тем паче какой-либо формы союза.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Падение Берлина" (1959)
Через 4 года на киноэкраны вышел фильм со знаковым названием "Падение Берлина" (1949), который по праву можно назвать первой советской киноэпопеей. Не вдаваясь в детали, этот кинофильм можно было бы отнести к социалистическому реализму (соцреализму) по всем внешним признакам — главный герой, приближающий всеми силами "светлое будущее", описание народной жизни; высокая цель как ориентир деятельности положительных героев; роль Коммунистической партии в разворачивающемся сюжете. На самом же деле режиссёр Михаил Чиаурели по сценарию, написанному в соавторстве с Петром Павленко, создал самую настоящую эпическую поэму. Собственно говоря, эпос и должен звучать в поэтическом жанре, даже если текст и написан как проза.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Падение Берлина", 1 серия
В послесталинские времена эта кинокартина на телеэкраны практически не попадала, хотя ничего особенно крамольного в ней не было. По законам мифа пространственно-временные координаты в ней зачастую символичны, потому местами сюжет кинокартины имеет вневременной характер. Фильм состоит из 2-х серий, начало первой напоминает начальные строки "Сказки о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его верном слове" писателя-романтика Аркадия Гайдара:
Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться. Некому в пояс кланяться.
Живи да работай — хорошая жизнь!
Начинается серия с идиллической картины мирного труда где-то в советской провинции, возможно, на Украине, поскольку показан металлургический комбинат где-то на юге, в котором трудится и ставит рекорды главный герой Алексей Иванов в исполнении знаменитого Бориса Андреева и его друг и заводской активист Константин Зайченко, которого сыграл Юрий Тимошенко, публике больше знакомый как персонаж Тарапунька в тандеме с персонажем по фамилии Штепсель. Мирная идиллия заканчивается внезапным нападением германских войск, так что для героя Бориса Андреева и его возлюбленной, молодой школьной учительницы Натальи Румянцевой в исполнении Марины Ковалёвой, романтическая прогулка среди колосьев переходит в бегство из-под бомбёжки и обстрела вторгшихся в их городок или посёлок немецких солдат. Последнее событие первой серии — Ялтинская (Крымская) конференция лидеров стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года. Вторая серия целиком посвящена сражениям в восточной Германии и взятию г. Берлина.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Падение Берлина" (1949)
И вот тут для любителей выискивать всюду киноляпы настоящие и мнимые раздолье: и немецкие солдаты где-нибудь в Кривом Роге или Краматорске через пару часов после нападения на СССР; и наступление под Сталинградом с участием главного героя как бойца Красной Армии, плавно и стремительно переходящее в наступление на Берлин зимой 1945; и прибытие Сталина И. В. в поверженный Берлин почти сразу после водружения знамени на крышу Рейхстага; и, наверное, много чего ещё. Однако, следует иметь в виду, что миф может пожертвовать хронологией ради метафоры.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Падение Берлина" (1949)
На самом деле главных героев в фильме двое — не только Алексей Иванов (человек с самым русским именем и самой русской фамилией), но и в паре с ним Иосиф Виссарионович Сталин в исполнении Михаила Геловани. Оба героя весь фильм действуют параллельно друг другу, не устанавливая при этом никакой неформальной связи. Интересно, что в кадре Иосиф Сталин одного роста с Алексеем Ивановым. При этом рост актёра Бориса Андреева — 188 см, рост реального, а не киношного Сталина И. В. — 169 см, может быть, чуть ниже, поскольку официальные опубликованные данные взяты из дореволюционных документов, а там они приведены в традиционной, а не метрической системе. Сталин И. В., конечно, оказывается главней по сути, но сказать, что его сюжетная линия главнее, чем сюжетная линия рабочего-металлурга и солдата Иванова А., было бы некорректно. В финале кинокартины обе сюжетные линии сливаются в одну. И вот тут главнее всё-таки Сталин И. В.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Падение Берлина" (1949)
Символический приём, неоднократно применявшийся в советском кинематографе 1930-х - 1950-х годов, — это задушевный диалог вождя и человека из народа. Этот приём есть и в "Александре Невском" (1938), и в "Суворове" (1940), и в "Кутузове" (1943). В "Падении Берлина" (1949) этот приём можно усмотреть дважды:
- приезд металлурга Иванова Алексея перед войной в г. Москву по вызову-приглашению вождя;
- прибытие Сталина И. В. в поверженный г. Берлин самолётом и как бы случайная встреча двух старых знакомых, но с соблюдением некоторого пиетета.
Что интересно, в обоих случаях вождь оказывается в белом — первый раз это полувоенный френч, а во второй — мундир генералиссимуса.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Падение Берлина" (1949)
Главным антигероем фильма является само собой фюрер нацистов Адольф Гитлер. Сейчас при просмотре киноленты этот образ представляется вполне узнаваемым и даже предсказуемым. Но эта узнаваемость и предсказуемость исходит из того, что как раз образ фюрера и канцлера Третьего рейха из фильма "Падение Берлина" (1949) и стал хрестоматийным и образцовым как для отечественного, так и для мирового кинематографа. Повторение для многих зрителей знакомого образа можно увидеть и в более привычной современному читателю киноэпопее о Великой Отечественной войне — многосерийном фильме "Освобождение" (1968-1971). Остальные высокопоставленные нацисты и прочие персонажи с вражеской стороны показаны тоже в большей мере вполне адекватно за исключением одного очень короткого эпизода с немецким офицером в стиле пародий, относившихся больше к Первой мировой или Гражданской войнам. В фильме показана и трагедия немцев, в своё время поверивших нацистам. Яркий эпизод персонификации — личная трагедия секретарши А. Гитлера, просившей не отдавать приказ затопить тоннели метрополитена, где у неё в госпитале были раненые братья, и оплакивавшей своего убитого в боях за Берлин сына, посылая проклятия фюреру, виновнику трагедии немцев.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Падение Берлина" (1949)
Последним стоит упомянуть проявление в кинокартине тезиса о так называемом культе личности Сталина. Вопрос не в том, существовало ли в отечественной истории данное явление. Это вопрос не к фильму, точнее, не только к фильму. И целью данной публикации вовсе не является осуждение или безусловное одобрение, потому что и то, и другое обычно совершается без какого-нибудь анализа. Но в самой кинокартине есть три момента, интересно иллюстрирующих сталинский политический миф:
1. Интересная зарисовка со Сталиным, предваряющая встречу Иосифа Виссарионовича и Алексея Иванова, когда вождь умилённо слушает птиц, любуется природой как сказочный герой, а потом в белом френче с лопатой в руках копошится с саженцами.
2. Финальная сцена фильма, когда едва ли ни все народы Европы через своих представителей горячо приветствуют советского лидера.
3. Самый интересный эпизод, проходящий сквозь весь сюжет фильма — в первой серии в своём выступлении молодая учительница Наталья Румянцева обращается к портрету Сталина И. В. со словами о неисполнимой мечте его увидеть и обнять, а в финале фильма её мечта сбывается.
Напоследок, пожалуй, стоит заметить, что Михаил Геловани, наверное, единственный актёр кино, очень точно изображавший манеру говорить своего героя Иосифа Сталина. В этом можно убедиться, если сравнить с не слишком многочисленными аудиозаписями речей вождя.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Падение Берлина": 80 лет событию и 76 лет фильму".
Великая страна, великий народ, праведная цель. Сколько всего мы растеряли...
А чего то нашли? 😃
Вернее, к чему пришли...
Еще не пришли!)))
Не пришли - докатились!)))🌝🌝🌝🌝
Нее,еще катимся!)))
- с нарастающим ускорением.
Так ведь по накатанной!)))
По наклонной!
Будем надеяться, что не навсегда.
Историю пишут Победители. Имеют на это полное право, да и режиссëр картины так видел происходящие события.
Само собой. Тем более, что это не историческая драма в прямом смысле слова, а именно эпопея.
Любопытно, что при Сталине победу праздновали до 47-го года, потом - нет.
Каждый год стали праздновать после его гибели.
Каждый год стали праздновать только при Брежневе, при нём пришли к власти те, кто солдатскую лямку сам тянул. А Сталин солдатом не был, он сразу в полководцы шагнул.
Прям как Путин, Шойгу, Белоусов...
Путин как раз служил, а Сталин в тылу бандитствовал и Ленину помогал России гадить.
интересная публикация
Спасибо большое!
Хорошо, что во времена Наполеона не было кино и не был снят фильм " Падение Москвы".