«Бобик в гостях у Барбоса»: мультфильм, который страшнее, чем кажется

На первый взгляд, перед нами добродушная советская анимация – собачья идиллия, зарисовка о том, как два пса веселятся в доме в отсутствие хозяина. Забавные ситуации, простая мораль, «человечные» животные. Но если смотреть внимательнее – особенно глазами взрослого – этот мультфильм превращается в тревожную и даже зловещую аллегорию.
Николай Носов, автор оригинального рассказа, вообще не был простым детским писателем, он был членом тайного общества «Диск». Его «Незнайка на Луне» – это сатирический памфлет, скрытый под видом детской сказки, где показан чудовищный фашизм, замаскированный под обычный капитализм. И я уже говорил, что Незнайка это юмористический образ Белого всадника. И даже в таких, казалось бы, безобидных сюжетах, как «Бобик в гостях у Барбоса», Носов не изменяет своей тревожной манере.
В центре истории – две собаки, приручённые, слуги, которые вдруг оказываются «на воле», но внутри чужого, человеческого пространства. Что они делают? Они не бегут на свободу. Они не становятся волками. Они играют в хозяев. Они не просто используют предметы человеческого быта – они подражают человеку, и делают это с тем рвением, с каким порой подчинённый старается копировать повадки начальства, ставя на себя его мундир.
Здесь скрыт по-настоящему острый смысл. Ведь перед нами не просто сюжет о веселье. Это метафора того, как сознание подчинённого, долгое время жившего в зависимости, трансформируется. Он больше не мечтает о свободе – он мечтает о господстве. Он не хочет быть собой – он хочет быть хозяином. Но его господство будет карикатурным, игрушечным. Он не станет новым человеком – он останется копией, двойником, марионеткой.
Песня «Человек собаке друг» в этом контексте звучит издевательски. Потому что в этом доме уже нет человека. Есть только те, кто подражает. Это ироничная игра в «равенство», в которой бывший раб радуется не свободе, а тому, что теперь может сам сидеть в кресле и пить чай из самовара.
И самое страшное – в этой «собачьей идиллии» нет места ни природе, ни культуре. Собаки уже не звери, но ещё и не люди. Они – на обочине. И вся их радость – в возможности плюнуть в лицо былому благодетелю, пусть даже в его отсутствие.
Таков главный ужас: подчинённый, утративший достоинство, может простить многое, но обиду – никогда. И его «освобождение» зачастую превращается не в созидание, а в попытку мести. Не свободная жизнь, а копия чужого быта – с тем же самоваром, тем же креслом, тем же смешным «властвованием».
«Бобик в гостях у Барбоса» – это вовсе не простая комедия. Это притча о надломе. О тихом бунте, обернувшемся карикатурой. И о том, как опасно бывает не освобождение, а желание поменяться местами.
Стоп-кадры
Барбос:

Бобик:

Мир собачьей мечты:

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
а раньше я смотрела этот мультик как на просто мультик...
Я, до определённого периода, тоже.
Мультик всегда нравился, особенно когда Барбосик на кровати лижит и мечтает
Понимаю Вас.
Учебником русского языка в лоб.
С детства запомнила слова "нет более жестокого господина, чем освобожденный раб", но вот не думала, что этот мультфильм можно рассмотреть с подобной стороны. Приятно было почитать ваши размышления, задумалась и уже иначе пересмотрю мультфильм. Мне там всегда было жаль собак.
Да, в этой жизни многое далеко не то, чем кажется...
Спасибо за интересную публикацию!Человек собаке друг!
А как же?! Он собак любит, а корейцы даже умеют их хорошо готовить...
Неожиданный поворот! С удовольствием прочла Вашу статью.
Спасибо! Рад, что Вам понравилось!