«Вам звонят из Социального фонда…»: мошенники придумали новую схему - уже сотни обманутых. Вы следующий?

Сгенерировано DALLE
Часто ли вам звонят из СФР? Представьте, вы спокойно пьёте чай, наслаждаетесь заслуженным отдыхом, и вдруг - звонок. На том конце провода вежливый голос сообщает: «Мы из Социального фонда. У вас обнаружен неучтённый стаж, и теперь ваша пенсия может вырасти! Нужно только уточнить пару деталей…» Знакомо? Если нет - будьте начеку: эта схема еще только набирает обороты, и жертвой может стать каждый, кто хоть раз сталкивался с государственными выплатами.
Сегодня я расскажу, как работают эти мошенники, почему их схемы так коварны, и главное - как защитить себя и своих близких. А ещё разберём юридические нюансы: кто несёт ответственность, как действовать, если ваши данные уже попали в чужие руки, и что делать, чтобы не стать очередной «галочкой» в чёрном списке аферистов.
Готовы? Поехали!
Как работает схема «пересчёта пенсии» Почему именно пенсионеры?
Пенсионеры - лакомый кусочек для мошенников. Почему? Всё просто:- У них есть стабильный доход (пусть и не всегда большой, но гарантированный).
- Многие не слишком уверенно пользуются интернетом.
- Доверие к «официальным» звонкам и письмам у старшего поколения выше.
Какие схемы используют мошенники?
Мошенники частенько используют подмену номеров, чтобы звонок выглядел как от настоящей организации. Далее они вам говорят, что нашли ошибку в расчётах, и теперь вы вправе получить доплату. Для убедительности называют реальные адреса МФЦ или отделений СФР в вашем городе. Просят назвать паспортные данные, СНИЛС, ИНН, а затем - код из СМС. Получив код, мошенники входят в ваш личный кабинет и могут оформить на вас кредит или получить доступ к другим сервисам.
Внимание!
Настоящие сотрудники СФР или МФЦ НИКОГДА не звонят с такими вопросами и не просят коды из СМС.
Юридический разбор
Защита персональных данных регулируется Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных». Передача ваших данных третьим лицам без вашего согласия это нарушение закона. Но! Если вы сами выложили данные мошенникам на блюдечке, вам придется доказывать, что вы не верблюд. А это поверьте, очень сложно.
Госорганы обязаны защищать ваши данные, но если вы сами передали их злоумышленникам - ответственность частично ложится на вас. Если мошенники оформили кредит, вы вправе признать договор недействительным в судебном порядке, но придётся доказывать, что вы тут не причем.
Запомните! Если кто-то просит «просто по телефону» назвать паспортные данные — это уже повод насторожиться.
Пример из практики
В Москве пенсионерка передала мошенникам свои данные, поверив в «перерасчёт пенсии». Через неделю ей пришло уведомление о кредите на 300 000 рублей. Женщина обратилась в полицию и банк, предоставила записи звонков и детализацию. В итоге кредит аннулировали, но только после долгих разбирательств. Но стоило ли оно денег и нервов? Лучше изначально не допускать таких ситуаций.
Как отличить мошенника от настоящего сотрудника СФР или МФЦ?
1. Вас просят назвать код из СМС? Это 100% мошенники. Никогда не сообщайте коды, пароли, логины.
2. Звонят с незнакомого номера и представляются сотрудником госоргана? Перезвоните сами по официальному номеру (например, СФР: 8 800 100 00 01).
3. Просят прийти в МФЦ, но сначала уточнить личные данные? Настоящие сотрудники пригласят вас лично, а не по телефону.
4. В разговоре торопят, пугают или обещают «уникальную возможность»? Это приём мошенников.
5. Письмо или сообщение пришло с подозрительного адреса? Не переходите по ссылкам.
Что делать, если вы всё-таки передали данные?
Срочно смените пароли на Госуслугах и других сервисах и позвоните в банк, чтобы заблокировать счета, если были переданы их данные. Далее обязательно обратитесь в полицию. Ну и не лишним будет периодически проверять свою кредитную историю через официальный сайт НБКИ.
Источник: Подробнее ➤
Советы юриста - как защитить себя
Я бы наверное посоветовала настроить двухфакторную аутентификацию на всех важных сервисах, таких как госуслуги. Если вам кто-то звонит типа с СФР или МВД или банка, попросите вежливо, чтобы вам перезвонили, а сами проверьте номера официальных горячих линий. Если вы поймете, что вм звонит мошенник, не поленитесь, запишите разговор на диктофон, если вам еще раз позвонят. Ну и самое главное, никому не давайте никаких доступов, кодов и данных.
Никто не застрахован от обмана. Мошенники становятся всё изощрённее, а их схемы всё правдоподобнее. Но знание - сила! Чем больше вы знаете о схемах аферистов, тем сложнее вас обвести вокруг пальца.
Понравилась статья? Поделитесь ею со своими близкими - возможно, вы спасёте чьи-то нервы и деньги! А если у вас есть истории про мошенничество, пишите в комментариях, ведь ваш опыт может кому-то помочь!
Сообщив «хорошую новость», злоумышленники настаивают сразу перейти к делу – прямо по телефону оформить официальное заявление на перерасчет пенсии для ее последующего увеличения. Это первое, что должно насторожить: мошенники всегда действуют напористо, убеждают совершать действия быстро, прямо сейчас, никаких «завтра».
Получив согласие на оформление «заявления», преступники отправляют на телефонный номер пенсионера СМС-сообщение с цифровым кодом и просят его продиктовать. Мол, код этот нужен для идентификации клиента (или для записи в электронную очередь на очный прием). Это второй крайне подозрительный момент: сотрудники Социального фонда никогда не звонят гражданам с просьбой под каким-либо предлогом продиктовать им коды из поступивших СМС.
Полезная информация.
Спасибо! Очень актуальная информация!
Теперь нужно каждый раз придумывать новые схемы защиты от мошенников
Get Contact в этом плане отлично выручает......По клиентским вопросам стараюсь через гос.услуги 🙂 🙃