Карлсон, которого мы заслужили: как вредный эгоист стал народным героем

Он жадный, ленивый, наглый. Он не работает, не взрослеет, требует варенья, похвалы и внимания. В любой другой истории – антигерой. Но в советской – любимец миллионов. Почему Карлсон стал символом уюта, а не моральной катастрофы?
«Если родители не уделяют ребёнку достаточно внимания, у него появляется Карлсон» – Астрид Линдгрен
Когда мы вспоминаем мультфильм «Малыш и Карлсон», в голове всплывают уютные образы: детство, варенье, полёт над крышей, добрый смех. Но за этой кажущейся простотой – настоящая культурная аномалия. Ведь если задуматься: разве Карлсон – положительный герой?
Карлсон в книге: одиночество, манипуляции, капризы
Шведская писательница Астрид Линдгрен, придумавшая Карлсона, вовсе не считала его примером для подражания. В её мире он – не более чем симптом: вымышленный друг, пришедший на место родительского тепла, которого у Малыша нет.
Он приходит только когда ему удобно. Ест, требует, хвастается, устраивает хаос. Он не растёт, не заботится, не сопереживает. Он – инфантильный и эгоистичный персонаж. Фантазия, созданная ребёнком, чтобы выжить в эмоциональной пустоте.
И именно таким он задумывался.
Советский экран: операция по реабилитации хулигана
Но когда история попадает в руки советских мультипликаторов – происходит магия. Режиссёр Борис Степанцев, художники, а главное – гениальный Василий Ливанов (озвучивший Карлсона) превращают его в обаятельного забияку, которого невозможно не любить.
Тот же хвастливый тип, та же лень, та же потребность в безраздельном внимании – но как будто сквозь тепло лампы. Карлсон получает новый голос – с мягкой интонацией, с юмором, с нотками доброты. И мы начинаем смеяться, а не раздражаться. Мы принимаем, а не отталкиваем.
Почему? Потому что он пришёл туда, где было пусто
Советский Карлсон стал народным героем потому, что его ждали. Он появился в стране, где детям не хватало тепла, а взрослым – улыбки. В мире, где часто не до игр, а о детском одиночестве никто не говорил всерьёз.
Карлсон восполнил эту дыру. Он стал тем самым «весёлым другом», которого не хватало – и неважно, что это был персонаж с сомнительной моралью.
Мы приняли Карлсона не потому, что он был хорошим. А потому, что он был нужным.
Фрёкен Бок как враг №1
Контраст особенно ярко виден в образе фрёкен Бок – няни, по сути, выполняющей свою работу. Она – синоним порядка, контроля, норм. Но именно её терпеть не может ни Малыш, ни зритель.
Карлсон издевается над ней, доводит до истерики, ставит с ног на голову – и мы радуемся. Потому что в нашем восприятии порядок без тепла – это не порядок, а тирания.
Что получилось в итоге: культурный переворот
И вот результат: персонаж, задуманный как тревожный сигнал, в СССР превращается в образец душевности. Там, где Линдгрен предупреждала: «Оглянитесь, вашему ребёнку не хватает любви», – у нас смеялись и говорили: «Вот бы ко мне прилетел такой друг!»
В Швеции – он символ психологической проблемы.
В СССР – символ душевного спасения.
Это не просто адаптация. Это – подмена смысла. И в этом, возможно, заключается сила культуры: она берёт даже несовершенное и делает своим.
Финал: Карлсон – это не герой. Это зеркало
Посмотрите мультфильм ещё раз – не глазами ребёнка, а взрослого. И вы увидите, что «Малыш и Карлсон» – это не сказка о летающем человеке с мотором. Это притча о внутренних пустотах и попытке их заполнить. У кого-то – родителями, у кого-то – книгами, у кого-то – воображаемыми друзьями.
А у нас – вареньем, шумом, смехом и фразой: «Спокойствие, только спокойствие!»
Стоп-кадры
Малыш:

Карлсон:

Привидение, дикое, но симпотишное:

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Я бы все таки, как лично для себя, сделал акцент в общем образе Карлсона не как оригинального приятеля. В детстве мне казалась оригинальной идея с мотором, возможностью летать без планера и кокпита, в "живой стихии" так сказать.
Зачем Линдгрен дала Карлсону это невозможное летательное устройство и правда интересно, и, должен признаться, я этого и сейчас не пониманию. Но когда я читал книгу, у меня было сильное желание его убить, за то, что он такая сволочь, и даже магия мотора не помогала.
Да, по правде сказать, что его поведение в раннем детстве воспринимается странным.
В первом классе мне это устройство не казалось невозможным. Я продумывал и рисовал возможные варианты и схемы предполагаемого мотора и способы крепления на спине.
У нас один даже умудрился что-то похожее, таки, сделать, на основе мотора от бензопилы "Дружба", и даже взлететь, и довольно высоко, и на высоте движок отказал. Долбанулся хорошо, но остался жив. Но ясно что настолько компактное устройство как у Карлсона невозможно.
Карлсона с пропеллером придумал мальчик ,чтобы объяснить, куда вдруг исчез Карлсон ,который живет конечно же на крыше!Имено поэтому ему нужно иметь этот пропеллер, и в нужную минуту Карлсон улетает!От родителей, от домомучительницы и т д..Карлсон- плод великой фантазии Малыша!
Видимо, так.
Андрей!Мальчик часто был один!И у него была яркая фантазия!Карсон всего лишь вымышленный герой в голове Малыша!Но он стал настолько ожившим героем, что МАЛЬЧИК ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИЛ О НЕМ ,КАК О СВОЕМ ДРУГЕ!КОНЕЧНО ОН ЛЮБИЛ ВАРЕНЬЕ, КАК ВСЕ ДЕТИ! И БАЛОВАЛСЯ , КАК ДЕТИ!МАЛЬЧИК ХОТЕЛ ПОЗНАКОМИТЬ КАРЛСОНА И РОДИТЕЛЕЙ.....Но каждый раз у него это срывалось..И все потому ,что Карлсон улетал..И все остальное так же происходило.Никто не видел Карлсона..его не было!Это все в воображении скучающиего мальчика..
Ну, да, Линдгрен так и задумывала.
Надеюсь теперь понятно, почему на 9111 большая часть историй – плод воображений.
Воображение, важнее чем знание. (А. Эйнштейн)
Юмор.
Уже две недели маленький мальчик носит на крышу варенье и торты хитрому бомжу с вентилятором...
В точку!
3-ех летний мальчик целый день пугал бабушку тем, что ходил за ней и говорил: "Молись и кайся, молись и кайся ." Оказалось, что он просил включить свой любимый мультик "Малыш и Карлсон".
anekdotov.net,
Интересно, а что было бы если бы Малыш сказал это фрекен Бок?!
Если помните мультик , то тому малышу было уже почти 8 лет .
Так что вопрос не по существу ...
Никогда Карлсона не считал "вредным эгоистом". Добряк он по натуре и сладкоежка.
Вы книгу читали?! Да и у Линдргрен именно такое мнение о своём герое.
Не знаю, мультик прелесть))
Попробуйте прочесть книгу.
Согласна с вами
Рад, что мы хоть в чём-то согласны!