«Вспомнить всё» (1990): фильм, который опередил своё время – и сделал Шэрон Стоун звездой

Фантастический боевик Пола Верховена «Вспомнить всё», вышедший в 1990 году, сегодня кажется пророческим. Тогда его воспринимали как зрелищный аттракцион с Арнольдом Шварценеггером и множеством спецэффектов. Но с течением времени становится всё очевиднее: перед нами – многослойное произведение, поднимающее вопросы, которые актуальны и по сей день.
И, пожалуй, ни один из героев фильма не произвёл такого впечатления на зрителей, как персонаж Шэрон Стоун. Актриса, игравшая лишь второстепенную роль, после этого фильма буквально проснулась знаменитой. Такая же история в своё время случилась с Любовью Полищук, сыгравшей крохотный эпизод в советском фильме «Двенадцать стульев», – и внезапно оказавшейся в центре внимания.
Почему зритель запоминает не главного героя, а героиню, появляющуюся в нескольких сценах? Ответ, похоже, в том, что Стоун (как и Полищук) на экране совершенно органична в своём амплуа – роковой, обаятельной и крайне опасной женщины. Её героиня предаёт мужа, обманывает зрителя и остаётся пугающе привлекательной даже в моменты крайней жестокости. Эдакая миледи из будущего, с холодным и огнестрельным оружием и не менее холодным рассудком.
Стоит отдать должное режиссёру. Пол Верховен разглядел в Шэрон Стоун ту грань, которую потом раскрыл на полную мощность в «Основном инстинкте». После этих двух фильмов она стала иконой эпохи – секс-символом и воплощением идеального женского злодея, вызывающего не отвращение, а почти восхищение.
Но «Вспомнить всё» интересен не только этим. За фасадом боевика скрыта почти философская притча. Главный вопрос фильма – реальна ли окружающая нас действительность? Или всё, что мы видим, – искусственно внедрённая в сознание иллюзия? Фильм вышел за девять лет до «Матрицы», но уже тогда поставил ту же самую дилемму – причём не в одной плоскости, как у Вачовски, а сразу в нескольких: память, восприятие, идентичность, свобода воли.
Кроме того, фильм, при всей своей зрелищности, очень грамотно построен драматургически. Действие развивается на Земле и на Марсе, переходя от частной истории к глобальным политическим интригам. Под красивыми кадрами скрыта вполне конкретная критика тоталитаризма, корпоратократии и манипуляции массами. Причём манипуляции – не только реальной жизнью, но и самим понятием реальности.
Сегодня, в эпоху deepfake, ИИ и виртуальных метавселенных, фильм Верховена воспринимается уже не как фантастика, а как предупреждение. Возможно, слишком громкое и даже гипертрофированное – но оттого не менее важное.
Рекомендую этот фильм всем, кто интересуется не только кино, но и вопросами самоидентификации, границ сознания и природы реальности. И, конечно, всем, кто хочет увидеть, как в нескольких сценах актриса может сделать карьеру – если её персонаж создан точно, честно и по-настоящему опасно.
Стоп-кадры
Главный герой:

Героиня Шэрон Стоун:

Возрождение Марса:

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Всегда двоякое ощущение при просмотре этого фильма. То ли это его сон, то ли чисто фантастика.
Так ответа до сих пор никто не знает, финал открытый. Впрочем, учитывая, что там есть эпизоды, которые герой Шварценегера никак не мог видеть, таки, не сон.
Хороший фильм. Спасибо за отзыв
И Вам спасибо!
Этот фильм прошёл мимо меня((( Нужно найти время глянуть.
Гляньте, фильм очень глубокий, хотя и кажется обычным фантастическим боевиком.
Благодарю Вас
Нужно посмотреть
Буду рад, если Вам понравится!
Помню этот фильм. Неплохой. Но мне больше Шерон Стоун нравится в фильме "Кровь и песок" (1989).
Мне она там, почему-то, совершенно не нравится, хотя, вроде, в том самом амплуа.