Фильм, значение которого до сих пор недооценено

Советская киновселенная 70-х годов нечасто баловала зрителей фэнтези. Тем сильнее поражает лента «31 июня» – фантастическая история любви, созданная с изяществом, поэтичностью и внутренней свободой, которых трудно ожидать от кинематографа СССР того времени.
Существует мнение, что фэнтези как жанр в советском кино не существовал вовсе. Это не совсем так. Да, официально жанр был нежелателен – в силу своей мистической природы, трудно совместимой с материалистической доктриной. Но фильмы Александра Роу, Александра Птушко, «Чародеи», «Мэри Поппинс, до свидания» и, конечно, «31 июня» – яркие исключения. Они обходили цензурные барьеры, поднимая вопросы, до которых официальная наука даже не дотрагивалась.
Особое место занимает «31 июня» – фильм, в котором любовь преодолевает время, магия опережает науку, а экзистенциальные намёки звучат громче, чем кажется на первый взгляд. Мне посчастливилось увидеть его в детстве, в единственный показ в новогоднюю ночь с 1978 на 1979 год. После этого он был надолго «спрятан» с экранов – из-за эмиграции одного из главных актёров, Александра Годунова, в США. История его бегства равно как и разрыва на этой почве с супругой Людмилой Власовой (тоже актрисой фильма) – отдельная драма, отразившаяся даже в художественном фильме «Рейс 222».
«31 июня» – редкий пример того, как советское кино поднимало философские и мистические темы. Фильм не просто о любви. Он – о шестом измерении, пересечении миров, реинкарнации, сакральной силе воображения и знания. И всё это подано сквозь сказочную форму – как послание из прошлого, в будущее.
Любопытно, что герои фильма живут в двух эпохах – XII и XXI веках. Играют двойные роли, как бы перерождаясь: Людмила Власова, Владимир Зельдин, Игорь Ясулович, Александр Годунов. Тема реинкарнации здесь – не фон, а часть основной идеи. Наука в фильме показана с иронией, а настоящие прорывы совершают маги – Мальгрим, Марлаграм, Мерлин. Это открытый вызов материалистической парадигме: знание – не всегда наука, истина – не всегда формула.
Отдельной похвалы заслуживает музыка Александра Зацепина и песни на стихи Дербенёва, Энтина, Казаковой – исполненные молодой певицей Татьяной Анциферовой, чей голос стал душой фильма.
Спустя более 40 лет «31 июня» остаётся не просто редкостью. Это фильм-загадка, фильм-послание. Я уверен, его значение только начнёт раскрываться. А пока – искренне рекомендую к просмотру. Возможно, он изменит ваше представление о советском кино, о фэнтези и о самом времени.
Стоп-кадры
Главная героиня:

Главный герой:

Злой волшебник Мальгрим:

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Фильм снят по повести Пристли "31 июня". Очень хочется найти время и прочитать эту повесть. А фильм этот очень люблю!
Я читал повесть, редкий случай, но считаю, что фильм лучше.
Благодарю автора, будет время посмотрю.
Буду рад, если Вам понравится.
Помню этот фильм).
Его сложно забыть.
В своё время фильм стал большим событием, и в музыкальном, и художественном плане. Мне очень понравился, хотя я был совсем мал.
Да, я тоже, не смотря на возраст, запомнил этот фильм хорошо.
А я его вообще не смотрел. Хотя актёра хорошо знаю, в начале нулевых ушёл
Надо поправить.