«Старые девы», «бракóвки», «вековухи». Кто это такие и как к ним относились в русском обществе
В традиционном русском обществе судьба незамужней женщины была сложной и часто унизительной. Девушек, не вышедших замуж до определённого возраста, клеймили презрительными прозвищами: «старые девы», «бракóвки», «вековухи». Иногда таким «возрастом» считались всего лишь 20 лет. В крестьянской среде это был почти приговор — женщина, не устроившая свою личную жизнь, считалась неполноценной.
С раннего возраста девочек готовили к будущему браку: учили прясть, готовить, шить, держаться скромно и почтительно. К 15–16 годам девушку уже активно «сматривали» на посиделках, ярмарках, приговорах. Сватовство и свадьба становились главной целью в её судьбе. Если к 18 годам девушка не была засватана, она попадала в категорию подозрительных: «чего-то с ней не так».
Невозможность выйти замуж могла быть связана с разными причинами: недостатком приданого, физическими недостатками, бедностью семьи или просто отсутствием женихов в округе. В некоторых регионах даже бытовала традиция высмеивания таких девушек на праздниках — их могли нарочно не звать на хороводы, осмеивать на народных гуляниях, а иногда и «выставлять» в шуточных обрядах, как «перезрелую ягоду».
Жизнь «вековухи» (женщины, оставшейся в девицах навек) была полна лишений. Часто она оставалась в доме родителей, становясь бесплатной рабочей силой, без права голоса в семейных решениях. В других случаях её могли отдать в няньки, кухарки или служанки к более обеспеченным родственникам. Реже она становилась травницей, знахаркой или начинала обучать детей грамоте — если обладала хоть какой-то образованностью.
Однако несмотря на давление и общественное презрение, многие такие женщины находили в себе силы жить, работать и даже быть уважаемыми. Некоторые становились хранительницами деревенских традиций, мастерицами, повитухами. Их одиночество, хотя и осуждаемое, давало свободу, о которой замужние женщины могли только мечтать.
В XVIII–XIX веках с ростом грамотности и городского населения ситуация начала меняться. В городах «старых дев» переставали воспринимать как неудачниц — они становились учительницами, чиновницами, фельдшерами. Их образ появлялся в литературе и даже обретал уважение: как носительниц интеллекта и самодостаточности. Но в глубинке ещё долго сохранялось архаичное отношение — не замужем? Значит, «бракованная».
Сегодня мы уже иначе смотрим на женскую независимость и право на личный выбор. Но память о той эпохе важна: она напоминает, через какие трудности проходили женщины, чтобы стать свободными.

Как же много пережитков.
У сильного слабый виноват.