Законопроект о расширении казначейского контроля за бюджетом одобрен

Комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрительно отнёсся к проекту закона, предложенному в мае Правительством РФ, об усилении казначейского контроля и закреплении цифровой инфраструктуры управления государственными финансами.
Законопроект № 914321-8
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
(в части совершенствования бюджетного законодательства)
Новое в законе
Указанный законопроект предусматривает, что казначейский мониторинг будет касаться всех получателей бюджетных средств.
"Мы настраиваем казначейскую систему в этой части по аналогии с банковской системой, когда все, кто получают средства из бюджета, неважно, на счет в Казначействе или на счет в банке, будут подлежать этому мониторингу", - сказала на заседании комитета первый замминистра финансов Ирина Окладникова.
По мнению чиновницы, новая норма реализуется во исполнение решения межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям и коснется примерно 260 000 юрлиц. При этом сейчас подобный мониторинг проводится только в отношении участников казначейского сопровождения, которых насчитывается порядка 67 000.
Проект закона предлагает включить в Бюджетный кодекс РФ новую главу, которая коснется информационного обеспечения бюджетного процесса, а также закрепит работу системы "Электронный бюджет".
В настоящее время работа таких систем законодательно никак не закреплена.
Кроме того, законопроект закрепит обязанность:
- госзаказчиков включать в контракты условия о казначейском сопровождении;
- ввести раздельный учеа результатов финансово-хозяйственной деятельности участниками казначейского сопровождения.
"В настоящее время такого условия нет, и мы видим по результатам проверок, что часть нарушений, которые выявляются нашими контролирующими органами - и Федеральным казначейством, и Счетной палатой - можно было бы избежать, если бы при получении бюджетных средств компании сразу ввели раздельный учет", - объяснила Окладникова.
В условиях динамично меняющегося законодательства такие решения стали остро необходимы. Со своей стороны. Минфин предлагает разрешить оперативно перераспределять экономию от централизованных закупок на другие цели без внесения поправок в закон о бюджете.
Законопроект вернёт прежний предельный срок внесения правительством в ГД проекта федерального бюджета: это снова будет 1 октября, а не 15 сентября.
Кроме того, на постоянной основе будет закреплено право правительства не распространять запрет на господдержку в виде субсидий и инвестиций на юрлица с офшорным участием более 25% - при условии отдельного решения правительства.
Оказание депозитарных услуг Минфину при управлении финансовыми активами, в которые размещены средства ФНБ, будет безвозмездным. В настоящее время это делается так: Минфин взаимодействует с "ВЭБ.РФ", а тот - с НРД.
"На 1 января 2025 года портфель ценных бумаг ФНБ достиг 2,10 трлн рублей, и до конца 2027 года прогнозируется его увеличение еще на 0,36 трлн рублей. Тариф за оказание депозитарных услуг установлен для Минфина на уровне 0,02% годовых от объема портфеля, сумма соответствующей комиссии за 2024 год составила 335,54 млн рублей, а за 2025 год прогнозируется в сумме 462,40 млн рублей", - сказано в пояснительной записке к документу.
В финансово экономическом обосновании проекта сказано, что в случае перехода к оказанию НРД депозитарных услуг Минфину на безвозмездной основе возможный бюджетный эффект за 2025-2027 годы оценивается в 1,39 млрд рублей, экономия средств федерального бюджета на оплату депозитарных услуг составит не менее 430 млн рублей ежегодно.
Резюме
Законопроект, направленный на все перечисленные вше изменения, будет рассмотрен в первом чтении на пленарном заседании Госдумы 28 мая. С учетом изложенной позиции Минфина, нет сомнений. что документ быстро примут с минимальными правками.
Источникизображения