Ответка малолетке
Недавно прогремел на всё пространство СНГ случай в казахстанской школе НИШ, из которой отчислили ученика. Об этом сообщили многие СМИ. Как позднее оказалось, это школы, в которых обучают либо особо одарённых детей, либо детей богатых родителей. Дальше в СМИ появилась информация о том, что ученика не отчисляют из учебного заведения, то бишь не выключают полностью из образовательного процесса, а переводят в так называемую «обычную» школу. В чём же провинился ученик и почему ситуация приобрела большой общественный резонанс?
Всё оказалось до банального просто. Ученик называл учительницу ш-общительной. В этой части информация повторяется. Дальше описание ситуации разнится: то ли учительница сделала замечание ученику, то ли поймала его на списывании во время контрольной. Так или иначе результат оказался один – ребёнок более не учится в образовательной в организации.
Тут же пошёл вой со стороны родителей ученика и им сочувствующих. Ученик даже записал несколько обращений. Сводятся они к тому, что мол был под эмоциональным давлением и бубнил что-то себе под нос. Что бубнил не помню. Интересная версия. Версия школы, естественно, отличается от версии озвученной учеником.

Открылся портал в ад: часть людей были на стороне учителя. Мол, сколько можно терпеть как оскорбляют учителей и их ни во что не ставят. Правильно, что ученика отчислили. Другие же в оправдание ученика стали заявлять, что ребёнка довели и именно он тут жертва. Добросовестно скажу как человек, учившийся когда-то в трёх школах по причине переездов родителей: в этой ситуации я не верю ни учителю, ни ученику. Две стороны будут утверждать то, что им выгодно.
Я – сторонник рассмотреть ситуацию несколько под иным углом. Первое – это какие доказательства есть у обоих сторон: учителя и ученика? Я видел как притесняли учеников учителя, включая удары, пусть даже и в шутку, линейкой, указкой и прочими предметами. Не говоря уже об истериках и необоснованными, на мой взгляд, занижениями оценок. Видел и посылы учителей в известное пешее путешествие учениками, срывы уроков и доведение их до нервных срывов. Слышал и о том как избивают учителей ученики. Вы и сами можете видеть всё это на просторах сети. Причём в ряде случаев ученика, который пользуется авторитетом в классе, либо в случае откровенной ненависти к учителю, а равно перегибания, по мнению учеников, учителем пресловутой «палки» учащиеся поддержат своего товарища, даже если он не прав. Это сталкивается с ответной реакцией учительского сообщества и порой учителя сами гнобят неугодных учеников с такой же пресловутой «корпоративной солидарностью».
Как в таком случае установить истину? Если нет камер видеонаблюдения со звукозаписью, то… увы никак и придётся опираться на свидетельские показания, которые обладают вышеуказанными недостатками.
Дальше наступает вопрос в балансе прав учителя и ученика. Я ранее сравнивал способы воздействия на учеников в Советской школе и в современной. Подробнее Вы можете прочитать об этом тут –https://www.9111.ru/questions/77777777723490394/. Вкратце скажу так: в настоящее время толком никаких действенных способов воздействия на ученика со стороны учителя нет и не предвидится. Ведь акцент смещён не на образование, а на ученика, делая из него центр образования, а не участника образовательного процесса наравне с иными субъектами. Учитель же отвечает в рамках Трудового кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов даже за выставленные оценки. Получается одно: у учеников прав много, но вот отвечать за соблюдение обязанностей он не будет. Что его тогда остановит? Тем более, что ученики сейчас во многом подкованы и они знают свои права намного лучше некоторых юристов, чем успешно пользуются.
Возвращаясь к изначальной теме разговора в СМИ появилась информация о том, что образовательное учреждение решило «пойти на принцип» и довести дело до конца. Мотивируют это простым способом: дабы остальным неповадно было. Вой же идёт со стороны сочувствующих ученику: непрофессиональные учителя избавились от неугодного ученика. То есть спор так и не пришёл к закономерному разрешению, устраивающему обе стороны.
Лично я сторонник оборудования всех помещений, кроме санитарных, в образовательных школах системами видеонаблюдения, а также обязать носить учителей видеорегистраторы в период нахождения в школе, кроме санитарных помещений и помещений для приёма пищи. Тогда при любом конфликте будет предоставляться видеозапись из которой будет видно кто прав, а кто нет. Мало того, я сторонник возврата к советской системе сдержек учеников, но с сохранением текущих механизмов ответственности учителей. При отсутствии видеозаписи школа должна выплачивать компенсацию как учителю, так и ученику за ненадлежащее обеспечение условий труда и учёбы. Тогда и львиная доля споров и конфликтов уйдут в небытие.
А что думаете по этому поводу Вы, мои дорогие читатели?
Картинка взята с https://nedelyaru.ru/news/shkolnye-konflikty-ssory-s-pedagogom-semejnye-konflikty-mezhdu-vzroslym-i-rebenkom-chto-delat