Духовная битва в Оптиной пустыни, апрель 1993

На фото слева звонница Оптиной пустыни, где погибли Коллаж автора из фото в свободном доступе
Вот жили мы, жили и не знали, что среди нас живут святые.
Игумен Павел
1993 год вообще для России был годом больших перемен и больших потрясений. От обвальной приватизации до майского и октябрьского кровопролития в столице. У многих, очень многих появилось ощущение катастрофы. 18 апреля 1993 года произошло событие, которое в общей криминальной вакханалии могло бы и затеряться, несмотря на свою чудовищность, если бы не неожиданные обстоятельства.

Слева наверху и внизу инок Ферапонт, в миру Владимир Пушкарёв; внизу инок Трофим, в миру Алексей Татарников, на самом большом фото иеромонах Василий, в миру Игорь Росляков. Коллаж автора из фото с авторского сайта Алексея Ракитина
Ранним утром 18 апреля 1993 года в той самой Оптиной пустыни, куда приходил в своё время погрязающий в своей ереси знаменитый писатель Лев Толстой, было совершено тройное убийство монахов этой обители — иноков Ферапонта, Трофима и иеромонаха Василия. Совершено было данное преступление в пасхальную ночь, точнее, на утро праздника Светлого Христова Воскресения. И совершено безусловно с ритуальным контекстом.
Как выяснило следствие, преступником оказался некто Николай Аверин. В секулярном обществе понятие одержимости как юридический факт отсутствует, потому в определении виновности далеко не последняя роль за судебно-психиатрической экспертизой. Экспертиза определила его невменяемость. Кстати, невменяемым его признавали и двумя годами ранее, когда в 1991 он совершил изнасилование, сопряжённое с нанесением тяжких телесных повреждений потерпевшей. Собственно говоря, его принудительное лечение закончилось за год с небольшим до совершения ритуального убийства в пасхальную ночь. А ещё ранее, в 1990 году Николай Аверин с подельником совершили попытку изнасилования немолодой уже женщины, но избежали суда за примирением с потерпевшей, сопроводив его слезливым раскаянием со ссылками на коварный алкоголь. Орудием убийства 18 апреля 1993 года был кустарно изготовленный нож, напоминающий короткий меч, с одной стороны лезвия были изображены три шестёрки, а с другой стороны имя Божьего и человеческого врага. Причём гравировка была выполнена машинным методом. С этим микро-мечом Аверина Н. Н. видели сослуживцы накануне страшного преступления, в удовлетворение их любопытства Николай Николаевич пояснил, что собирается резать монахов. В течение нескольких месяцев до рокового дня в адрес братии и иереев неоднократно раздавались анонимные угрозы.
Одновременно в монастырь шли анонимные письма с угрозами. Игумен М. получил, например, две анонимки с фотографией гроба и обещанием убить его «золотым шомполом в темя». А незадолго до Пасхи некий человек прокричал в храме: «Я тоже могу быть монахом, если трех монахов убить!»
(Павлова Н. А. "Пасха Красная")
Судя по его внезапной показной щедрости, когда он без разбору раздавал деньги в долги заведомо без отдачи, и щедро угощал сельских любителей халявной выпивки, у Аверина Н. Н. за несколько дней до убийства из неизвестного источника появилась достаточно крупная сумма денег.
Советская власть в конце 1980-х условно вернула Оптину пустынь Русской прав церкви. Условно, потому на месте монастырских храмов, келий и хозпостроек были руины. И не только и столько потому, что война и хрущёвские гонения не обошли монастыря. Хуже гонений оказалось безбожное (благо все кончали ту самую якобы лучшую в мире школу) мародёрство местных жителей. Эти предприимчивые разрушители в охоте за ценным строительным материалом не только старались разобрать кирпичные стены, но и, невзирая на кощунство, ломали могильные кресты и памятники на монастырском кладбище.

Часовня на месте гибели иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова). Фото с сайта Введенского ставропигиального мужского монастыря (Оптина пустынь)
Убийство монахов Оптиной пустыни на пасху 1993 года было, увы, не единственным преступлением против христиан в постсоветской России. Но в этот раз можно увидеть не просто трагедию, но и подвиг троих монахов. Подвиг, сопоставимый с подвигом первых русских святых — Бориса и Глеба. О засвидетельствованных чудесных случаях, связанных с оптинскими мучениками за веру, отдрессированный советской школой читатель воспринимает не слишком оптимистично, потому здесь, в данной публикации об этом ничего. Монастырь через свой сайт собирает материалы о благодатной помощи по молитвам убиенных на Пасху 1993 года. Так что интересующимся труда большого не составит найти информацию. Но об одном интересном факте стоит упомянуть. Все трое убитых в пасхальную ночь монахов — физически крепкие и с хорошей жизненной закалкой ещё молодые люди. Но физическое сопротивление убийце, судя по всему, не оказал никто из них. А обитель получила троих новомученников как свою новую опору на Земле.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Духовная битва в Оптиной пустыни, апрель 1993".
Спасибо за интересную статью!
Вам спасибо за уделённое время!
Три терпеливых постника накормили (и кормят) огромное количество людей и укрепили церковь православную.
Вечная память!