В Москве "обновили" стену памяти Виктора Цоя
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня хочу поделиться впечатлениями от хорошего, казалось бы дела - реставрации стены Цоя на Арбате. Впечатления, скажу сразу, не лучшие.
Начало истории
Первые надписи на стене дома №37 на Арбате появились после смерти лидера группы "Кино". Это было не искусство, а крик души молодежи. По сути, подростки не знали, как выплеснуть эмоции и совершили акт вандализма. В те годы я не бывала в Москве, так что фото взяла из интернет-источника. Кстати, по ссылке - довольно интересная статья!

Фото: Андрей Соловьев. Источник
Обычные надписи, никакой красоты. Неудивительно, что городские власти старались устранить их.
От вандализма к мемориалу
Неудивительно, что власти столкнулись с активным противодействием. Времена были вольные, представители субкультур чувствовали себя свободно. Стена стала местом памяти кумира, и ее старались украсить в меру возможностей. Сначала - клеили бумажные плакаты и вырезки (фото тех лет можно найти в сети). Постепенно на стене появились действительно качественные портреты-фрески.


Фото автора разных лет. Если честно, мало отличаются от кадров других фотографов.
Видно, что к объекту приходят не только поклонники музыканта, но и случайные люди. Они портят вид стены лишними надписями и рисунками. Но... Даже в этом чувствуется какая-то жизнь, говоря молодежным языком, "движуха". Одни вносят свое, другие "восстанавливают справедливость".
За стену взялись серьезно
В 2025 году группа художников взялась осчастливить фанатов и отреставрировать стену. Многолетние "культурные слои" были закрашены, разработан проект. Фанатам пообещали, что сохранится стиль, и даже портрет вернут именно тот, "классический". Но за дело взялись, прямо скажем, не те люди. Не было у художников любви к "Кино", Цою, русскому року. Только цель - хорошо выполнить работу.

Фото: АиФ/ Анна Соколова. Источник
Результат не оценили - уже можно встретить мнение, что Виктор Робертович на стене стал "неживым". В принципе, достаточно взглянуть на старое фото, чтобы понять - официальные художники явно проигрывали по качеству рисунка неизвестному "вандалу". И оправдываться тем, что использована иная техника, бессмысленно - утрачена самобытность мемориала. И идеально ровные строчки на идеальном фоне только усугубляют ситуацию.
Что в итоге?
Что сказать? Когда о субкультуре начинают заботиться "сверху", теряется весь ее шарм. Мемориал, появившийся стихийно, как выражение эмоций фанатов, стал "арт-объектом" для туристов. Причем, откровенно говоря, не лучшего качества.
Будет ли стена памяти всегда такой стерильно-идеальной? Конечно, нет! В самое ближайшее время на скучно-желтом фоне появятся броские "Цой жив!" и "Мама-анархия". А может, и примитивные "Здесь был Вася" или "Оля + Рашид" (простите за отсылку к другому рок-классику). Вот тогда станет понятно, что не зарастает к мемориалу народная тропа, и все вернется на круги своя.
P.S. Есть мнение, что работы будут продолжаться - их обещали закончить к дню рождения рок-звезды (21 июня). Но сложно представить, что нужно добавить, чтобы эта картинка "заиграла".