«Пёс в сапогах»: мультфильм о «инстинкте драчливости», авантюризме и исполнении долга

Советский мультфильм «Пёс в сапогах» (1981), снятый по мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетёра», на первый взгляд кажется лёгкой детской историей о храбрости и дружбе. Но если взглянуть на него внимательнее – особенно через призму трудов Николая Никитина и Юлии Галаниной – становится очевидно, что за внешней простотой скрывается достаточно сложная моральная дилемма.
В этой интерпретации известной истории д’Артаньян предстаёт скорее как авантюрист, ведомый, если воспользоваться терминологией Зигмунда Фрейда, «инстинктом драчливости». Его храбрость оказывается не столько добродетелью, сколько выражением амбициозной агрессивности, стремлением самоутвердиться через постоянные конфликты, дуэли и поиск подвигов. За его храбростью угадывается не благородство, а желание быть «в центре событий» любой ценой.
Его спутники-мушкетёры в этой трактовке – не столько защитники справедливости и свободы, сколько соучастники в его бесконечных авантюрах. Их дружба базируется на вовлечении в рискованные предприятия, а не на защите правды или закона.
Особенно любопытно, что их противники – гвардейцы кардинала и Миледи – в интерпретации Никитина и Галаниной оказываются вовсе не «злодеями» в привычном понимании слова, а всего лишь людьми, исполняющими свой долг в соответствии с законом и порядком. Их противостояние мушкетёрам лишь отражает необходимость поддержания государственного порядка, а не воплощение мирового зла.
Интересной деталью в мультфильме оказывается и то, что «Пёс в сапогах» за весь фильм так и не надевает сапоги. В романе сапоги были важным символом рыцарской готовности к приключениям и личной ответственности за свой путь. Отсутствие сапог в мультфильме как будто подсказывает, что герой так и не вырос до статуса настоящего рыцаря и остался импульсивным юнцом, ведомым инстинктом драчливости, а не высоким идеалом.
Таким образом, «Пёс в сапогах» оказывается вовсе не простой сказкой о дружбе и приключениях, а достаточно тонкой сатирой на безудержную жажду драк и авантюризм, противопоставленных исполнению долга и служению государственному порядку. Это заставляет задуматься о том, кто в действительности герой, а кто лишь инструмент власти и закона, и кто из них действительно достоин уважения.
Стоп-кадры:
Главный герой:

Его друзья:

Миледи:

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Молодой гасконский пес не успел приехать в Париж, как сразу подрался с кошками кардинала, подружился с лучшими собаками короля и влюбился в симпатичную болонку. Теперь его ждет такое количество проблем, что неизвестно, сможет ли он хотя бы остаться в живых.
Классика, сам создал себе трудности, что бы мужественно их преодолеть...
Мужчина,а вообще поняли что этой симпатичной болонке даром не нужны собаки короля,она на них смотрит сквозь пальцы,а Молодой гасконский пес очень даже кстати!!!
Все верно. Наворотил дел - принимай последствия
Интересная публикация!«Пёс в сапогах» оказывается вовсе не простой сказкой о дружбе и приключениях, а достаточно тонкой сатирой на безудержную жажду драк и авантюризма!Согласна с вами!
Рад пониманию!
Детальный и последовательный отзыв, спасибо автору 🙂😊
И Вам спасибо!
А мне нравятся мушкетеры. Удачи.
Спасибо! Взаимно!
Оказывается, в замечательном советском мультфильме,срыт глубинный и непростой смысл
Похоже на то.