«Ожерелье Иомалы» – взгляд историка и читателя

На северо-западе современной России в XI веке существовало загадочное и малоизвестное государство – Биармия, которая, судя по книге архангельского писателя Евгения Богданова, не просто страна, а настоящий культурный феномен, достойный звания «северной Атлантиды».
Впервые я прочитал «Ожерелье Иомалы» в детстве, в 70-е годы, и уже тогда, будучи увлечённым историей, ощутил, что эта книга открывает целый новый пласт прошлого. Взрослым я перечитал её вновь – и понял, что Богданов исправил в переиздании даже такие детали, как рассказ о якобы отравленных стрелах биармов, яд для которых добывался из тухлой рыбы.
Что касается исторической достоверности – археологических данных о биармах до сих пор не найдено. Всё, что мы знаем, – это упоминания в древнескандинавских сагах о загадочной земле Бьярмаланд или Bjarmeland, а также упоминание в карело-финском эпосе «Калевала», где страна называется Бьярма, Страна Севера. Русские летописцы именовали её Биармией.
Географически это северо-запад России, родные мне места.
События книги разворачиваются на берегах Северной Двины в XI веке, а Иомала – главная богиня биармов, центральная фигура их пантеона. Примечательно, что религия биармов у Богданова далека от стереотипного шаманизма: у них нет культа предков или тотемных животных, а боги предстают как люди. Более того, прослеживается черта единобожия. Всё это указывает на связь биармов с какой-то древней и развитой цивилизацией, быть может, даже более высокоразвитой, чем те, что дошли до нас в традиционной истории.
Таким образом, Богданов, пусть и между строк, намекает на существование древней Арктиды – и на то, что биармы, возможно, сохранили осколки её культуры. Это делает «Ожерелье Иомалы» уникальной в советской литературе книгой, намекающей на северную Атлантиду.
Куда исчезли биармы? Об этом историки спорят до сих пор. Наиболее вероятно, что они ассимилировались, смешавшись с русскими колонистами. В целом биармов относят к фино-угорской группе народов.
Сюжет повести достаточно необычен для советской литературы. Он рассказывает о столкновении викингов, русских и биармов – но не в привычной схеме «мы и враги». Здесь русские и биармы выступают союзниками против викингов, которые приплывают торговать мехами, но втайне стремятся разграбить святилище Иомалы, полное золота и серебра, которое биармы приносили в дар своей богине.
В книге есть место светлой любви между биармскими юношей и девушкой – Рейе и Лунд, предательству и коварству викингов (в том числе по отношению к своим), а также настоящей дружбе и верности долгу русских поселенцев. Эти поселенцы – вероятные предки будущих поморов. Само название «поморы» появилось лишь в XVI-XVIII веках, но исторические корни их – именно там, на Севере XI века.
Повесть Евгения Богданова «Ожерелье Иомалы» заслуживает особого внимания: она не только увлекательно раскрывает малоизвестные страницы северной истории, но и наталкивает на размышления о древних цивилизациях и их культурных следах на русской земле.
Безусловно, рекомендую эту книгу к прочтению всем, кто интересуется историей Севера, альтернативной историей и поисками следов Атлантиды в русском прошлом.
Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.
Благодарю за отзыв )
И Вам спасибо!
Спасибо за рекомендацию
Буду рад, если Вам понравится!
Спасибо за интересную публикацию!
И Вам спасибо!
Впервые слышу про эту книгу, эх, было бы свободное время...
Понимаю Вас.
Приятных выходных.
Взаимно.