"Главный индеец" восточной Европы.
На днях исполнилось 85 лет югославскому актеру и каскадеру Гойко Митичу. Сниматься в кино он начал в 19 лет, исполняя комбинированные трюки, и никоим образом не мог предположить, что через некоторое время проснется знаменитым. На дворе были 60-е: время романтики, свежих идей и ожидаемых надежд. Во Франции появилась "новая волна", в Италии - неореализм. Руководители восточногерманской "ДЕФА" сделали ставку на экранизации произведений Фенимора Купера, Карла Мая, и не прогадали. Оказалось, что статный и загорелый югослав, как нельзя кстати, подходит на роль вождя краснокожих. Митич быстро вжился в образ борца за свободу прерий и без него вскоре уже невозможно было представить кинематограф ГДР. Уроженец городка Лесковац, что недалеко от македонской границы снялся в полусотне фильмов, из них три десятка о жизни и борьбе индейцев. Востребованность позволила обустроиться в Восточном Берлине, где ветеран съемочной площадки проживает и по сей день. Ему непросто было, живя в достатке и покое, осознать, что на родине началась война на физическое истребление. Тем более, что, как и у его миллионов соотечественников, в жилах текла смешанная сербско-хорватская кровь. К болезненной теме ему придется обратиться, играя полевых командиров и беженцев, по воле западногерманских продюсеров. "ДЕФА" к тому времени была успешна разорена. Многочисленные визиты в СССР, где Митич в качестве европейской звезды анонсировал очередной вестерн, позволили лучше узнать русских. Последних ему в 90-е предлагали играть. Понятно, что среди них, априори, не могло быть положительных героев. Сам актер с неохотой вспоминает участие в этих "шедеврах".
А в нашей памяти, склонной вспоминать только хорошее, фильмы с участием Гойко были посмотрены неоднократно, ибо в них было то, что так нравилось подросткам, ставшим основной аудиторией: борьба за идеалы и стремление к справедливости. А как мужчина, физически сильный с мощной харизмой внешне симпатичный, очень нравился советским зрительницам.