Тысячелетние погребальные сферы обнаружены в Амазонии после падения дерева

Открытие, сделанное археологами и местными общинами, проливает свет на сложные погребальные и инженерные практики древних народов Амазонии.
Это семь древних погребальных урн, больших и поразительно сферических, которые были найдены под корнями упавшего дерева в общине Фонте-Боа, штат Амазонас (Бразилия).
Необычный вид этих урн, напоминающих большие глиняные сферы, вызвал интерес археологов из-за их возможных ритуальных и культурных последствий для древних коренных обществ, населявших этот регион.
В частности, открытие произошло на археологическом объекте Лаго-ду-Кочила, одном из многих искусственных островов, построенных коренными народами для противостояния речным наводнениям.
Эти острова, намеренно приподнятые с помощью земли и керамических фрагментов, позволяли общинам строить дома и проводить общественные мероприятия даже во время сезонов наводнений.

Исследование, проведенное археологами из Института Мамирауа совместно с членами местных общин, считается техническим и социальным прорывом. Раскопки проводились в прямом сотрудничестве с жителями общины Сан-Лазару-ду-Арумандубинья и потребовали инновационных логистических решений из-за удаленного расположения объекта и сложных речных условий.
Погребальные сферы раскрывают ритуальные и пищевые практики
Урны, найденные под деревом, демонстрируют характеристики, уникальные для региона Медио-Солимоэнш. Большие и без видимых керамических крышек, исследователи предполагают, что они могли быть изначально запечатаны органическими материалами, которые со временем разложились. Они были найдены захороненными на глубине около 40 сантиметров, вероятно, под древними жилищами.

Внутри были обнаружены фрагменты человеческих костей, рыбы и останки черепах, что позволяет предположить, что погребальные обряды были связаны с пищевыми ритуалами — традицией, которая до сих пор плохо изучена.
«Эти находки показывают культурную сложность людей, населявших эти земли. Урны были не только местами захоронения, но и были интегрированы в социальные ритуалы, связанные с едой», — пояснила археолог Джорджеа Лайла Холанда.
Ключевая роль местного сообщества
Идентификация сфер как погребальных объектов стала возможной благодаря совету Вальфредо Серкейры, местного управляющего пираруку, который предупредил археологов, увидев очертания урн, выставленных упавшим деревом.
Вместе с пятью другими членами общины и его женой Надей Сильвой, которая помогала с логистикой лагеря, они активно участвовали в раскопках.

Команде пришлось построить подвесную платформу высотой 3,2 метра для проведения раскопок из-за положения урн после падения дерева. Этот метод, беспрецедентный в амазонской археологии, представлял собой техническую проблему, которая стала возможной только благодаря знаниям и сотрудничеству местного населения.
Более того, транспортировка урн в лабораторию Института Мамирауа в Тефе включала тщательно спланированную операцию, которая включала дни плавания на каноэ и использование кустарных методов упаковки для защиты предметов.
«Я уверен, что они прибыли целыми не по счастливой случайности, а по методу изготовления», — отметил Холанда.
«Каждая урна была обернута в пластик, стабилизирована гипсовыми повязками, защищена пузырчатой пленкой и закреплена деревянными рамами и веревками».
Возможные свидетельства существования неизвестной керамической традиции
Найденные урны и фрагменты анализируются в лаборатории и могут принадлежать к плохо документированной керамической традиции. Некоторые предметы украшены зеленой глиной и красноватыми полосами, элементами, которые не имеют четкой связи с известными традициями региона, такими как Tradição Polícroma da Amazônia . Открытие подтверждает идею о том, что районы варзеа (поймы, подверженные сезонным наводнениям) не были местами спорадического заселения, а скорее территориями, постоянно заселенными и адаптированными с использованием сложных местных инженерных стратегий.

«Совместная работа с общинами была необходима. Это была археология, проводимая изнутри. Мы вместе разбивали лагерь, рыбачили и делились знаниями. Мы узнали от них столько же, сколько они узнали от нас», — подчеркнул археолог Марсио Амарал.
Это исследование показывает, что защита археологического наследия Амазонии зависит от диалога и сотрудничества с теми, кто живет на этой территории и заботится о ней.
Очень интересно было узнать! Спасибо, что делитесь
Первый раз такой метод вижу
Спасибо! Интересно!