Максим Сергеевич Артюхов
Максим С.А. Подписчиков: 3
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6605

Правда ли Илон Маск украл идею своей огромной ракеты у Королёва?

8 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,18 рублей за дочитывания
Зарабатывать

После первых испытаний космического корабля Starship некоторые специалисты изменили своё мнение, но большинство критиков по-прежнему сомневались в успехе проекта. Они считали, что Илон Маск использует эффектные взрывы пустых контейнеров, чтобы привлечь внимание к своему проекту, но не имеет достаточных оснований для дальнейших инвестиций.

Однако по мере приближения даты первого полноценного запуска сомнения критиков начали ослабевать. Они стали искать новые аргументы для своей позиции, проводя параллели между Starship и советской ракетой Н-1. Критики полагали, что неудача Сергея Королёва в создании эффективного космического корабля делает успех Илона Маска маловероятным. Однако это сравнение не учитывает значительные технологические и методологические достижения, которые были достигнуты в SpaceX за последние годы.

Начнём с того, что речь буквально о разных эпохах, но, справедливости ради, параллелей действительно не так уж и мало, так что есть смысл их рассмотреть.


Почему не получилось у С. П. Королёва?

Думаю все читатели канала понимают, почему Левиафана Маска сравнивают именно с Н-1, а не, скажем, с «Сатурн-5».

На последней двигателей было всего пять, но это были колоссальные двигатели (700 тонн тяги на каждый)! И у этого есть своя история. Первая американская водородная бомба буквально была своего рода железнодорожным вагоном. Именно поэтому военным понадобились огромные двигатели, а мы помним, что в самом начале локомотивом развития космонавтики была военная промышленность.

Несмотря на то, что бомбу уменьшили очень быстро, разработка двигателей, как самостоятельного проекта, продолжилась, хоть их, скажем так, и убрали в стол.

Ну а когда СССР и спутник запустил, и автоматы на Луну, и человека в космос, и много другое, американцы решили одним махом сделать что-то равнозначное всему этому. Поставив в приоритет полёт человека на Луну, вспомнили и про F1.

А вот когда Королёву поставили задачу обогнать американцев, у него не было практически готового огромного двигателя, да и ещё с Глушко, главным создателем ракетных двигателей, отношения, скажем так, не заладились, и он отказался делать двигатели для Н-1.

Н. Д. Кузнецов не имел достаточного опыта в разработке ракетных двигателей, что было его недостатком. Однако, несмотря на это, двигатель НК-15 оказался успешным.

Одной из причин успеха было то, что в то время не было возможности максимально точно согласовать работу 30 двигателей в короткий срок. Это связано с особенностями разработки ракетно-космических систем в СССР. В то время не уделяли столько внимания тщательной отработке деталей на испытательных стендах. Вместо этого создавали ракету-носитель, запускали её, выявляли проблемы, исправляли их и запускали новую ракету. Этот процесс повторялся до тех пор, пока не достигалась необходимая надёжность.

Такой подход был экономически затратным, но позволял быстро решать задачи в условиях жёстких временных рамок.


Чем система Starship отличается от Н-1?

Во-первых, о том, что у Starship тоже много двигателей, как у Н-1. Сама по себе идея лежит на поверхности и придумана не Королёвым. Простой вероятностный расчёт говорит, что, если на вашей РН несколько очень мощных двигателей (как на «Сатурн-5») и один из них отказывает, то РН никуда не полетит. Ну а если на РН несколько десятков двигателей и пара из них отказывают, РН продолжает полёт, так как суммарная тяга двигателей всегда превосходит стартовый вес РН.

Как правильно, на мой взгляд, выразился Владимир Сурдин:

«Маск не идёт вслед за Королёвым — он идёт той же дорогой»

А отличаются эти машины друг от друга довольно сильно. У Starship абсолютно оригинальные метановые двигатели.

Ещё, к примеру, двигатели во внешнем кольце запускаются с помощью стартового стола, что Маск называет нулевой ступенью. Над стартовым столом в Space X работали года полтора, так что он не просто так такой, какой есть. Так вот работу этой системы необходимо синхронизировать с РН, которая в этот момент начинает отрываться от неё.

Starship — полностью многоразовая РН, состоящая всего из двух ступеней. Конструкция, опять же, абсолютно оригинальная. Принципиально другие материалы и уникальная система управления, основанная на лучших достижениях компьютерной техники.

Да, от базовых принципов никуда не деться, но на них сходства этих двух уникальных в своём роде РН и заканчиваются просто потому, что, как я и написал в самом начале, речь об абсолютно разных эпохах и, как следствие, принципиально разных уровнях технического развития. Осталось дождаться первого успешного полёта, который, как по мне, случится довольно скоро.

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

₃ᵢₐₜₗₐₛ приближаеться к нам!?

🔹 Фрагмент из интервью Владимира Сурдина — нарезка подготовлена исключительно в ознакомительных и образовательных целях.
00:35
Поделитесь этим видео

Признаки искусственного происхождения у «инопланетного корабля» 3I/ATLAS

В научном сообществе разгорается дискуссия о природе межзвёздного объекта 3I/ATLAS. Астроном из Гарвардского университета Ави Леб высказал предположение, что этот объект может иметь искусственное происхождение.