Исследователи выяснили, почему в Древнем Египте были уничтожены статуи царицы Хатшепсут

Более века египтологи считали, что разрушение статуй Хатшепсут, одной из немногих женщин, правивших как фараон в Древнем Египте, было результатом личной вендетты.
Согласно этой теории, ее племянник и преемник Тутмос III пытался полностью стереть ее наследие.
Однако новое исследование полностью изменило эту историческую интерпретацию.
Исследование, недавно опубликованное в журнале Antiquity, показывает, что многие статуи Хатшепсут были уничтожены не из-за ненависти или из-за ее статуса женщины-правителя, а были «ритуально дезактивированы» в соответствии с распространенной в Египте времен фараонов практикой нейтрализации предполагаемых сверхъестественных сил царских изображений.
Хатшепсут, правившая с 1473 по 1458 г. до н. э., была известна своей амбициозной строительной программой, включая величественный храм в Дейр-эль-Бахри, недалеко от древних Фив (современный Луксор), и тем, что возглавила знаменитую торговую экспедицию в загадочную страну Пунт.
Первоначально намереваясь стать регентом своего пасынка Тутмоса III, она в конечном итоге заняла трон как законный фараон, отведя ему второстепенную роль на большую часть юности.

Спустя десятилетия после его смерти археологи обнаружили фрагментированные останки его статуй, захороненные в шахтах в Дейр-эль-Бахри. До сих пор господствующей гипотезой было то, что Тутмос III, достигнув полной власти, приказал их разрушить в качестве наказания.
Но Джун И Вонг, докторант египтологии в Университете Торонто, проанализировал археологические записи раскопок, проведенных в 1920-х и 1930-х годах, и пришел к другому выводу. По словам Вонга, статуи не были повреждены на лице, и их надписи не были стерты — типично при попытке стереть всю память об исторической личности, — но были специально сломаны на шее, талии и ступнях, слабых местах, традиционно используемых для дезактивации погребальных или королевских статуй.
Эти действия были частью ритуала, призванного свести на нет любую духовную силу, приписываемую представленной фигуре.

«Древние египтяне считали королевские статуи могущественными, почти живыми существами. Когда фараон умирал, его статуи обычно «деактивировали», чтобы они больше не оказывали влияния на физический мир», — объясняет Вонг
Тутмос III искупил грехи? Это открытие позволяет глубже понять практику, которая наблюдалась и в других местах, например, в Карнакском тайнике, где были найдены сотни статуй фараонов разных эпох, многие из которых были ритуально "деактивированы".

Вонг признает, что Хатшепсут действительно была объектом кампании преследований после ее смерти, о чем свидетельствует систематическое удаление ее изображения и имени из храмов и памятников по всему Египту.
Тем не менее, относительно уважительное отношение к ее статуям в Дейр-эль-Бахри предполагает, что мотивом была не личная обида. Возможно, Тутмос III действовал из-за политического давления или желания укрепить собственную легитимность, а не из-за враждебности к мачехе.
«Идея о том, что Тутмос III яростно ненавидел Хатшепсут, вероятно, является современной проекцией. Анализ останков показывает, что его мотивы были скорее ритуальными и прагматичными, чем эмоциональными», — заключает Вонг.

Это исследование не только переписывает часть истории знаменитой царицы, но и предлагает новый взгляд на сложные религиозные и политические верования Древнего Египта.
Очень интересно пишите! писательского вам вдохновения!
Интересные ритуалы
Я была в Египте, там классно))
Целый неизведанный мир