Воспоминания о детстве и чтении книг.
Еще одно из самых ранних воспоминаний моего детства связано с родной бабушкой Анной Александровной, 1909 года рождения и ее родной сестрой Марией Александровной, возможно рожденной в 1907 году – она была не на много старше бабушки. Были в то время еще живы две их сестры, но они жили в других городах.
Что более запечатлелось в моей детской памяти, так это любовь двух женщин (бабушек) к чтению и книгам и такая же любовь к чтению и книгам моих родителей. К моему появлению на свет Божий, бабушки эти уже были на пенсии и имели достаточно свободного времени, чтобы свой досуг заполнять чтением книг и журналов. Книги были , в основном: подписные издания русской и зарубежной классики; журналы литературные, так называемые, «толстые»- «Новый мир», «Иностранная литература», «Дружба народов» и др. О журналах и их роли в моей жизни будет повествовании - всему свое время!

Итак, с малых лет своих я рос среди книг, любил их, но любил, чтобы мне их читали, любил слушать, рассматривать иллюстрации и получать, так скажем, эстетическое наслаждение от хорошего издания книги и это я понимал с дошкольных лет.
Поступив в школу, с первого класса становилось очевидным и учителям и родителям, что я - их малыш застрял на эстетическом восприятии, а читать не хочет. И начались проблемы: не можем овладеть необходимой скоростью чтения и как следствие - начинаются проблемы в освоении школьного материала. Спасибо первой учительнице - Шукан Альбине Павловне, ныне покойной. Она вызвала в школу мою бабушку Анну Александровну, так как, в это время, папа уже скончался, а мама была в шестимесячной командировке в Ленинграде, а со мной надо было срочно что-то делать. И эта учительница ставит вопрос ребром: надо развивать скорость чтения в предельно сжатые сроки. Моей бабушке - Анне Александровне, рожденной до февральской революции 1917 года, выросшей в трудное время, объяснять дважды не нужно было. Они, прошедшие с сестрой, сталинские репрессии, взялись за внука круто. И мне запомнилось это на всю мою оставшуюся жизнь. Скорее всего, по рекомендации учительницы начальных классов, мне вручили книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», в твердом переплете и на серой бумаге. Удивляюсь даже, где они могли достать такое издание. И было сказано, что после школы и домашних уроков, перед ужином, я должен читать текст этой книги вслух, по два-три листа и не принимать участия в ужине, пока не одолею эти страницы.
Даже сейчас нет слов, чтобы описать всю глубину моего страдания. Как бы внимательно я не вчитывался и не вникал в читаемое, но сюжет меня не захватывал. Чуть ли не плача, а может быть даже и плача, но мне приходилось читать вслух и делать это ежевечерне. По всей видимости , на эту процедуру у меня уходил час или чуть более. А если учитывать, что мои бабушки были строгих правил, то можно представить, как все это проходило.