Анатолий
Анатолий Подписчиков: 2068
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.9М

Путешествие истерии из древности в наше время. Заметка психиатра

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Как в Древнем мире и в Средние века объясняли происхождение и как лечили истерию?

Традиционно, истерию связывали с женским полом и сексуальностью, что в какой-то мере привело к стигме слова "истеричка". Первые описания истерии можно найти в древнеегипетской и греческой культурах. Гиппократ (459–376 гг. до н. э.), который первым ввел термин «истерия», считал, что матка (hysteron означает «матка») может мигрировать по телу, оказывая давление на другие внутренние органы и вызывая ряд заболеваний.

По мнению древних врачей, частой причиной истерии было отсутствие секса. Признаки истерии, включали вздутие живота, боль в сердце, сердцебиение или одышку, нарушение глотания ( "ком в горле"), холодные конечности, слезы/смех, потягивание. Лечение истерии включало в себя изменение положения матки с помощью различных методов. С момента появления христианства и до Средних веков истерия ассоциировалась с колдовством и одержимостью демонами.

В те времена на женщину смотрели, как на физически и теологически неполноценное существо (мысль, корни которой лежат в концепции Аристотеля мужского превосходства). Женщины считались грешными и неполноценными (латинский термин foemina означает «у кого меньше веры»). Начиная с XIII века многие проявления психических заболеваний рассматривались как последствия связей с силами зла. В то время золотым стандартом лечения для исцеления «истеричных» женщин был экзорцизм. В раннем христианстве экзорцизм считался лекарством, но в позднем Средневековье он наказанием, причем поведение истерички связывали с колдовством. Парацельс (1493–1541) считал истерию chorea lasciva, развратным или похотливым танцем, явно связывая ее с женственностью и сексуальностью.

В чем особенности объяснения истерии с точки зрения психоанализа?

На протяжении XVIII и XIX веков истерия была одним из наиболее часто диагностируемых «расстройств». В истории медицины истерия была впервые детально описана в 1880 году Жаном-Мартеном Шарко (1825–1893). Фрейд посещал уроки Шарко в парижской больнице La Salpetrière. Развивая теории Шарко, он выдвинул гипотезу, что истерия является результатом «психологического шрама», вызванного травмой или вытеснением, а не следствием физической травмы, поражающей мозг. Выделение истерии, как психической болезни, идет рука об руку с основными открытиями психоанализа, т. е. бессознательного, конфликта, травмы, защит, переноса и идентификации (Laplanche, J., & Pontalis, J. B., 2018).

В центре концепции истерии оказалась сексуальность, а конфликт, возникший под влиянием и против определенных сексуальных импульсов, считался основой возникновения истерии и всех других неврозов. Сначала Фрейд считал, что истерию можно объяснить, как эффект отсутствия отреагирования аффективных зарядов, связанных с памятью о травмирующем событии в детстве, в частности, переживания сексуального насилия или инцеста. Позже Фрейд полагал, что это соблазнение никогда не имело места в реальности, а только в воображении, и уменьшил значение насилия в детстве, сосредоточившись на сексуальных фантазиях ребенка. По мнению Фрейда, у женщин развивается истерия, потому что они не могут распознать и преодолеть свой комплекс кастрации.

Как относились к истерии на Западе и Востоке в середине ХХ века?

Во второй половине ХХ века в западных обществах было зафиксировано постепенное исчезновение истерии. Однако, на Востоке в тот же период истерия, как один из соматических способов выражения эмоционального дистресса, оставалась заметным психическим расстройством (Leff, J., 1988). Еще несколько десятилетий назад явления, подобные истерии, также были зарегистрированы в Южной Италии культурным антропологом Эрнесто Де Мартино (1908–1965). Он изучал явление, называемое «тарантизмом». В южной Апулии люди верили, что укус определенного вида паука («тарантула») может вызвать форму истерического невроза, проявляющегося спазмами и судорогами тела. Его «лечение» состояло из музыкальной терапии и танцевальных сессий, причем, тарантизм был исключительно женским расстройством. (De Martino E., , 2015 ).

Почему истерия была исключена из американской классификации психических расстройств?

Истерия была официально исключена из американской классификации (DSM) после того, как стала часто использовалась в качестве обобщающего термина для охвата множества различных симптомов, усиливая пагубные стереотипы о поле и гендере. Так, если в DSM-I истерия была обозначена как «конверсионное расстройство», а в DSM-II названа «истерическим неврозом», то, начиная с DSM-III, она был включена в число «соматоформных расстройств».

Позже персонологический (черта характера) компонент истерии был отделен от его симптоматического (состояния) проявления на истерическое расстройство личности и конверсионное расстройство соответственно. Кроме того, последнее как стало обозначаться как "функциональное неврологическое расстройство" (American Psychiatric Association, 2013). Другие проявления истерии стали относить к категории диссоциативных расстройств. Однако, стигма, связанная с истерией, сохраняется и в наши дни, как в клиническом, так и в бытовом контексте.

Почему истерию объясняли "болезнью тела"?

Истерия всегда была прежде всего "диагнозом тела", а ее симптомы, основанные на выразительности, были его «символическим измерением», его театральностью и метафорическим значением. например, истеричный человек - женщина, особенно та, которая пытается назвать себя таковой посредством демонстрации своего тела. Лишенное своего подтекста, тело облачается в манеры, позы и соблазнительность. Его единственная цель - соблазнить другого ( se ducere ), привести его к себе и заманить в ловушку такого рода связи, которая делает любой диалог невозможным.

Другой становится просто зрителем сцены, в центре корой актриса - истеричная женщина с крайним выражением отношений и поз. Тело истеричного человека - инструмент, средство привлечь и захватить взгляд другого. Это «инструментализированное» тело, изменчивое в своей интенсивной и слишком экспрессивной хореографии. (Blankenburg, W., et.al., 1998).

Как лечили истерию в XIX веке?

Исследователи истории истерии доказывали, что она была способом патологизировать «все, что мужчины находили загадочным или неуправляемым в женщинах» (Devereux, C., 2014). Лечение этого состояния варьировалось от тазового или маточного массажа до принудительного отдыха или даже брака. В тяжелых случаях проводилась гистерэктомия. С гендерной точки зрения истерия оправдывала мужское доминирование и рассматривалась как «чрезмерно эмоциональное» или «неуравновешенное», которые считались характеристиками женщин.

Симона де Бовуар (1908–1986) писала о «сложной» женской природе, которая, по мнению многих, была направлена ​​гормонами, таинственными инстинктами и подавленными желаниями: «яйцеклетка иногда сравнивалась с имманентностью, сперма — с трансцендентностью» (De Beauvoir, S., 2014). Гендерные и сексуализированные стереотипы включают убеждение, что женщины должны быть послушными, пассивными, умеренными и сексуально сдержанными. Не случайно большинство рекомендаций для лечения истерии включали регулярный супружеский секс, брак или беременность и роды, то есть все достижения для культурно оформленной «правильной» женщины (Mancini M., et.al., 2022).

Какая связь между соблазнением, сексуальностью и истерией?

Если соблазнение является целью человека с истерией, сексуальность – один из возможных способов соблазнить, одна из траекторий, а не ядро ​​истерического мира. Сексуальность - это средство, а не цель в мире истеричного человека. Соблазнение не предназначено для того, чтобы поймать другого на сексуальном уровне для сексуального наслаждения или сексуального удовлетворения. Оно может действовать в нескольких других областях, например, демонстрируя свои интеллектуальные способности, усиливая свои страдания или театрально демонстрируя свою щедрость.

Типичным для истерического состояния является по мнению Сартра (1943) олицетворение, т. е. ролевая игра, воплощение заданной роли в самообманчивой манере, которая является бессознательной и непроизвольной (Sartre, J. P., et.al., 2022). Например, человек с истерией может воплощать роль человека, страдающего физической болезнью, идентифицируясь со своими симптомами как с способом обрести видимость. Отождествление с человеком, страдающим физической болезнью, является частью так называемых соматоформных расстройств, причина которых может быть прослежена до неспособности «ментализировать» эмоциональный дистресс и потребности привлечь внимание, играя роль больного человека. Тот факт, что истеричный человек не делает этого сознательно и добровольно, предполагает, что он(а), чтобы лгать другим, вынужден(а) лгать себе. Это не преднамеренная фикция, а крайняя попытка самообмана существовать. Для истеричного человека быть воспринятым, увиденным и услышанным является непременным условием бытия вообще.

Выводы

Традиционно истерия всегда связывалась с женским началом и сексуальностью.

В настоящее время психиатры практически отказались от диагноза "истерия" из-за аморфности и борьбы с половыми и гендерными стереотипами.

Подробнее ➤
Понравилась публикация?
3 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Трудовой десант из Индии: специалисты из этой страны востребованы в России как никогда

Очередной гениальный ход отечественной экономической политики: когда не хватает своих рук и голов, нужно просто заказать новых из-за океана. На этот раз — партией, оптом, со скидкой. В Москву,...

Порядок оформления выплат при получении уведомления о без вести пропавшем на СВО

Совсем недавно я посещала один из военных комиссариатов нашей страны и пока ожидала очереди на прием к руководству , то пообщалась практически со всеми, кто пришел в это учреждение с той же ситуацией,...

Общение. Мессенджеры. Работа ватсапа. Опрос

Доброе время суток! Сегодня 19 декабря, пятница. До нового года уже менее двух недель остаётся. Так вот о чём сегодня я хотел поговорить. А поговорить я хотел о приложении ватсап. По работе нередко перемещаюсь.

Не рано ли листва кружИтся над землёю... Дубль 2

Я уже просила, когда публиковала трек на стихотворение, написанное мной в семнадцать лет, чтобы не судили строго. Смотрите публикацию «Необычное в жизни. Прощай». И опять я на трек наложила клип,...
03:13
Поделитесь этим видео

«Фаэты» Александра Казанцева: что будет, если ядерная война уничтожит цивилизацию – и почему это предупреждение актуально сегодня

"Кара Яр в бою с тольтеками", иллюстрация создана сетью Грок Трилогия Александра Казанцева «Фаэты» (1970-е годы) – один из самых масштабных романов советской научной фантастики. Это не просто приключения,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы