Он хотел сокрушить революцию с помощью азиатов. Идеи и цели барона Унгерна.

В наши дни весьма благодаря литературе и кинематографу получила широкую известность личность одного из самых мифологизированных участников Гражданской войны, барона Роберта Николауса Максимилиана (Романа Фёдоровича) фон Унгерн-Штернберга. Человека которого одни считают кровавым палачом и изувером, другие же восхищаются считая его последним рыцарем Монархии.
В этой статье я не буду разбирать военные походы Унгерна - бои против красных сил в Забайкалье, освобождение Монголии от китайских войск, и последний его поход в Сибирь, ставший для барона роковым - о них есть масса подробных отчётов. Гораздо интереснее осветить причины почему столь незначительный по меркам Гражданской войны военачальник, командовавший небольшими силами на третьестепенном фронте, спустя столетие оказался известнее многих других белых вождей и стал героем целой легенды. Почему для одних он герой, а для других - чудовище.
После чтения некоторой литературы посвящённой этому человеку, возникло мнение что причина такого неоднозначного отношения к личности Унгерна кроется в том что он был абсолютно непримиримым монархистом и традиционалистом. Не демократом, либералом, не националистом и даже не сторонником конституционной монархии. А идейным и непримиримым сторонником восстановления традиционного монархического строя. И поэтому его не приемлют поборники "прогресса" как в советской так и либеральной его версии.
Если вспомнить ту эпоху - перед Первой мировой войной в Европе были очень распространено мнение, что Европейская цивилизация утратила свои священные ценности и моральные ориентиры, обменяв их на материальный прогресс. Именно тогда широко распространились разные околорелигиозные течения, теософия, спиритизм и им подобные . У белых людей, материально покоривших весь мир, стали популярны поиски "утраченной духовности" на Востоке. Именно тогда зародились и распространились популярные сегодня мифы про Шамбалу, Атлантиду и тому подобные вещи.
А в ходе войны рухнули последние традиционные монархии Европы (Российская, Германская, Австрийская и Османская). И мир окончательно двинулся по пути установления глобальной власти материализма и денег. И западная демократия и власть Советов были твёрдыми поборниками этого движения, и истребляли все традиционные элементы общества мешавшие процессу глобализации. Запад -деньгами и постепенным насаждением потребительской культуры, коммунизм -открытым террором во имя равенства и прогресса. Боролись они во-многом за одно и то же, но коммунизм был более радикальным движением.
И по мнению многих консервативных мыслителей того времени, для того чтобы остановить сползание мира в хаос и катастрофу, нужно было остановить этот процесс и восстановить традиционные основания общества. В Гражданской войне опосредованно столкнулись два этих движения.
Два этих мира - Мир Традиции, где могли существовать Империи, рыцари, монархи и святые, и Мир Прогресса-мир капитала, диктатур, прав меньшинств, глобальных олигархов и тому подобных вещей, в котором мы имеем честь жить сегодня.
И барон Унгерн, в отличие от большинства других белых вождей это чётко понимал. И был последовательным, идейным и непримиримым поборником Традиционализма. Для него это была, своего рода "Священная война". За это его кстати сильно не любили и многие белые. Те которые придерживались республиканских убеждений, т. наз. "Февралисты"
И когда сегодня многие люди яростно утверждают что барон "убийца утопивший в крови Забайкалье" и так далее - они несколько перегибают палку. На фоне многих других белых и красных вождей той войны барон какой-то особой кровожадностью не отличался, в гражданскую убили много больше народу чем он. идей которые он отстаивал.
Отношение к Унгерну - отличный тест на политические убеждения. Для поборников прогрессивного общества, неважно они социалисты, демократы или либералы - он представляется злодеем и реакционером.
А вот для людей склонных к традиционным взглядам, монархистов и традиционалистов - барон Унгерн как минимум романтический персонаж. Мечтавший с помощью азиатских народов побороть революционное движение во всём мире.
Роман Фёдорович Унгерн мечтал соединить Тибет, Синьцзян, Халху, Внутреннюю Монголию, Баргу, Маньчжурию и Шаньдун в единое Срединное государство по образцу империи Чингисхана, и на его основе совершить "крестовый поход" против Запада, источника революций. Цель этой борьбы - реставрация свергнутых монархий и утверждение на всём Евразийском континенте "жёлтой" культуры и "жёлтой" веры, тибетского буддизма, призванного, по мнению барона, духовно обновить Старый Свет. Основу его державы должны были составить "жёлтые" народы, не утратившие, подобно народам "белым", своих вековых устоев.
Переход в монгольское подданство был призван подчеркнуть жёлтый халат Унгерна, на котором в то же время были погоны русского генерала. Ещё до вступления в Монголию Унгерн пытался создать "Орден военных буддистов", который теперь иногда называют орденом "буддийских крестоносцев".
После восстановления Российской империи её правителем должен был стать Михаил II, а двуглавый орёл сохранился бы как государственный символ, хотя Унгерн нередко использовал и символ свастики. Унгерн принял буддизм, но при этом не отказался от христианства, проявлял полную веротерпимость, но при этом во время войны проявлял жестокость, нарушая буддийский принцип ненасилия.
Показателен в этом отношении и штандарт Унгерна: обшитое тёмно-красным монгольским орнаментом жёлтое знамя с изображением Спаса Нерукотворного и надписью на старославянском "Съ нами бг҃ъ". Также в конце был добавлен знак чёрной свастики.
Но в итоге - идеализация монголов барона и погубила. Азиатская дивизия взбунтовалась и бросила своего командира в степи, где он попал в руки большевиков. В плену ему предложили перейти на сторону советской власти, но верный своим идеалам барон отказался, предпочтя гибель.
Но память о нём осталась не только на страницах исторических книг. Современная независимая Монголия, из которой войска Унгерна изгнали китайцев, служит ему огромным нетленным памятником. И сами монголы, некогда провозгласившие своего освободителя "богом войны" его помнят и чтят.
К сожалению этого героя не знаю.