Как ребенок берет ответственность, и в чем его власть
Когда мы начинает сравнивать ребенка, то мы передаем власть принадлежащую ребенку - другому человеку, тому с кем идёт сравнение. Это может может сверстник, брат/сестра, а может кто-то из членов рода, или какое-либо значимое лицо.
И вот, ребенок уже не может формировать собственное мнение о себе. Как буд-то его внутренний компас передали другому "более важному". И тогда ребенок вообще не понимает, что он тут делает, если он с своей жизни не главный.
Если забираешь право формировать мнение ребенка о себе самом, то делаешь это прежде всего в угоду себе. Чтобы лишний раз не беспокоиться, не сердиться и пр. А теперь не ребенок важный, а какой-то сверстник, а может брат/сестра или любой влиятельный "авторитет" - прививая ребенку "кумирство". Хотя "не сотвори себе кумира".
Формировать собственное мнение о себе - это и есть данная ребенку ВЛАСТЬ от рожденья.
Это его РЕСУРС и его нельзя забирать! Право понимать самому, что хорошо, а что нет для него, сохранять связь с душей - на основе СВОЕГО внутреннего компаса.
Такая власть дана нам изначально - слышать себя, ощущать свое тело, его сигналы, эмоции, тогда в случае конфликта, или каких-то событий где нужно защитить себя, проявить характер, сделать выбор, - ребенок будет опирается на свое мнение и оно его взращивает, и не разрушает остальных.
Так он прививается к ответственности.
Ответственность может быть только с властью!
Без власти, вы не замечал как проявляется ответственность?
Через чувство вины. В вине ты не видишь, что ресурса у тебя не было. Например, когда власть иметь мнение, передали через сравнение другому, лишив внутренний поддержки. И часто нет и внешней поддержки, зато есть "ты долна быть ответственна" и др. "должен/а".
Такая не подкреплённая ресурсом ответственность предполагается сама по себе - как факт, твое "взросление" опора на себя без себя.
И вот не замечаешь как ты становишься "похожим" роботом и оправдываешь ожидания других.
И ответственность превращается в груз вины, который в случае ошибки подвергается наказанию.
Понимаю, не легко не сравнивать. На этом целая система взращивалась, ее опоры.
Но если начать, и не забирать мнение ребенка. Объяснять, как видишь ты, что и твое виденье не конечная точка. Осознавать и принимать, что вот так видишь только ты, а он/а может видеть дальше, глубже и больше.
А может и согласиться, но это в том случае когда ты не ждёшь согласия от него/нее.
В этом любовь💗
Сейчас дети другие. Ответственность приходит гораздо позднее.