Юридические аспекты защиты прав военнослужащих при оформлении отпуска по болезни после повторных оперативных вмешательств

Фотография создана автором статьи и публикуется впервые. Любое заимствование данного изображения запрещено!
Правовая защита военнослужащих является одним из приоритетов государства, отраженным в многочисленных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации. Однако на практике нередко встречаются ситуации, требующие особого внимания как со стороны юристов, так и со стороны военного командования и военно-медицинских служб. Особый интерес в этом контексте представляют случаи, когда военнослужащий подвергается повторному оперативному вмешательству в госпитале, а медицинская документация и заключения военно-врачебной комиссии не полностью отражают фактические обстоятельства лечения. Подобная практика создает неопределённость и правовые риски для военнослужащих при реализации их законного права на отпуск по болезни.
Ситуация, являющаяся предметом исследования, заключается в следующем. Военнослужащий, мобилизованный на военную службу, прошел оперативное лечение в госпитале в г. Екатеринбурге. По итогам первой операции была проведена военно-врачебная комиссия, которая вынесла заключение от 09 июля. Состояние здоровья военнослужащего не улучшилось, и, по медицинским показаниям после дополнительного обследования (МРТ), была назначена и проведена повторная операция уже 11 июля. Несмотря на повторное вмешательство и отсутствие положительной динамики в состоянии военнослужащего, в выписном эпикризе от 23 июля была отражена информация только о второй операции, проведённой 11 июля. Сведения о первой операции от 09 июля, а также информация о неизменности состояния здоровья после второй операции, в медицинском заключении не отражены.
После выписки военнослужащий своевременно (в трёхдневный срок) прибыл в часть, однако столкнулся с неопределённостью по вопросу начала срока отпуска по болезни. Командование части считает, что отпуск должен отсчитываться с даты вынесения заключения ВВК, то есть с 09 июля, что противоречит логике и нормативно-правовым актам, регулирующим данный вопрос.
Анализ сложившейся ситуации позволяет выделить несколько ключевых аспектов, требующих правового разъяснения и оценки.
Во-первых, вопрос предоставления отпуска по болезни регулируется пунктом 7 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, согласно которому отпуск по болезни предоставляется военнослужащему исключительно на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565.
Вместе с тем заключение ВВК не представляет собой непосредственного распорядительного акта о предоставлении отпуска. Заключение служит основанием для последующего издания приказа командира части, и только с момента подписания данного приказа возникает право военнослужащего на отпуск (п. 18 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы).
Отсылка к нормативным положениям подтверждается также п. 294 Инструкции по делопроизводству в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 04.04.2017 № 170, согласно которой основанием для отпуска является приказ командира и выданный на его основании отпускной билет.
Во-вторых, отсутствие в медицинском заключении ВВК от 23 июля отражения первой операции и фактического состояния военнослужащего после второго оперативного вмешательства нарушает п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ № 565 от 04.07.2013), где прямо указано, что заключения комиссии должны полностью отражать фактические медицинские обстоятельства, проведённое лечение и состояние военнослужащего.
В данной ситуации командование воинской части неправомерно применяет дату заключения первой ВВК (09 июля) для определения начала отпуска по болезни. Подобный подход не соответствует как медицинским, так и правовым реалиям, нарушая права военнослужащего на своевременный и полный отпуск по болезни.
Практические рекомендации по защите прав военнослужащего
На основании проведённого юридического анализа военнослужащему рекомендуется предпринять следующие действия:
1. Подать рапорт командиру воинской части с требованием оформить отпуск по болезни в строгом соответствии с фактической датой выписки из госпиталя (23 июля) и издать соответствующий приказ с указанием точного срока отпуска в соответствии с заключением ВВК и нормами закона.
2. В случае отказа в удовлетворении рапорта военнослужащему необходимо обжаловать действия командования в порядке подчинённости, направив жалобу вышестоящему командованию с указанием допущенных нарушений и требованием устранить допущенные нарушения.
3. При сохранении ситуации без изменения, военнослужащий имеет право обратиться с административным иском в гарнизонный военный суд в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ с требованием признать приказ командира части о предоставлении отпуска с неправильной даты незаконным и обязать принять решение о предоставлении отпуска с даты фактической выписки из госпиталя.
4. Одновременно рекомендуется обратиться с заявлением в госпиталь, требуя исправления выписного эпикриза и внесения полной и точной информации о проведённых медицинских манипуляциях и состоянии здоровья, что также может быть важным доказательством в судебном разбирательстве.
Таким образом, комплекс вышеуказанных действий позволит военнослужащему защитить своё право на отпуск по болезни и добиться соблюдения действующего законодательства Российской Федерации.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: