Еськова Наталья Игоревна
Еськова Н.И. Подписчиков: 352
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.7М

Почему маркетплейсы не принимают наличку и в чём тут подвох? Нет карты — нет товара

25 дочитываний
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,84 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сегодня, если судить по статистике Центробанка, россияне в 85% случаев предпочитают платить по безналу. И вроде всё удобно: телефон, карта, QR — выбирай на вкус.

Но идиллия цифровых платежей не везде. Есть те самые «островки наличности» — лавки у дома, рыночки, и прочие уютные уголки, где тебе, как в старые добрые времена, предложат расплатиться купюрами. Да и карты там принимают с кислым лицом: мол, «комиссия же».

Однако если розничному магазину, особенно если он популярен, отказываться от терминала уже как-то несолидно, то у маркетплейсов — другой подход. Им вообще плевать на ваши бумажки. И возникает резонный вопрос: а почему?

Покупки - чем оплатить

Карты обязаны, а наличные — как повезёт

Разгадка, как часто бывает, в юридических формулировках. Есть у нас такая статья 16.1 в законе «О защите прав потребителей». Там чёрным по белому написано:

«Продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров… наличными…»

Заметили ловушку? Вот эту приписку: «в случае использования в своей деятельности наличных расчётов».

То есть если маркетплейс — агрегатор, и у него вся система построена без участия наличных, то и принимать их он, по закону, не обязан.

Именно этим маркетплейсы и пользуются. Ну а чего бы и нет? Закон разрешает, и заморачиваться с сейфами, кассирами и «налом» нет нужды. Удобно, безопасно, современно.

Для магазинов — строгость, для маркетплейсов — лазейка

У традиционных магазинов таких привилегий нет. Закон жёстко обозначает лимиты по выручке: если твой магазин зарабатывает больше 5 млн в год (или 20 млн на весь бизнес) — будь добр, принимай всё: и карты, и наличку.

А вот маркетплейсы легко ускользают: они как бы и не совсем продавцы, а всего лишь «платформы». Деньги они получают по безналу, и с покупателем наличкой не обмениваются. Всё чисто.

Результат? Магазин у дома вынужден принимать наличные и тратиться на кассу, а большой маркетплейс — нет. Немного несправедливо? Возможно. Но пока такова реальность.

Попытки обязать всех принимать наличные были — но заглохли

В 2020 году Роспотребнадзор, вдохновлённый заботой о правах потребителей, попытался протолкнуть закон, обязывающий маркетплейсы тоже принимать наличку. Мол, не у всех есть карта, а кушать (и заказывать) хочется всем.

Идея здравая, как кажется. Особенно для тех, кто живёт в районах, где с банками туговато. Но законотворческая инициатива, как это часто бывает, увязла в деталях.

Да и на практике внедрение налички в пунктах выдачи может вылиться в удорожание заказов: инкассация, кассовая техника, персонал — всё это не за спасибо. Так что простой жест «возьмите мои 1000 рублей» для маркетплейса оборачивается головной болью и дополнительными затратами.

💬 Моё мнение

С одной стороны, я понимаю, почему маркетплейсы не хотят связываться с наличными: это неудобно, рискованно и дорого. Мир давно идёт к цифровизации, и заставлять бизнес идти назад — сомнительное удовольствие.

Но с другой — люди разные, ситуации разные, и возможность выбора всё-таки должна быть. Особенно в регионах, где безнал ещё не победил окончательно.

Было бы идеально, если бы крупные площадки хотя бы частично обеспечивали возможность оплатить наличными — скажем, в отдельных ПВЗ. Но пока что — живём как есть.

А как вы считаете?

Нужно ли обязывать маркетплейсы принимать наличные, или цифровизация должна побеждать без компромиссов? Пишите в комментариях — очень интересно узнать ваше мнение!

Ссылка на изображение

Ссылка на первоисточник https://dzen.ru/a/aIoBehsFji_2kKPT

7 комментариев
Понравилась публикация?
6 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Не пользуюсь, услугами маркетплейсов, посему ничего сказать не могу. Рынок и магазин "у дома" ,или "овощи у Ашота" как-то привычнее.

+3 / 0
картой
Ответить

Федор.ЮПишет 01.08.2025 в 18:34
Не пользуюсь, услугами маркетплейсов

Там бывают товары, которые не купишь магазине - поэтому их и там и заказывают...

+1 / 0
Ответить

Не спорю, просто видимо у нас таких потребностей нет.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Вот ещё с наличкой а НПЗ тащиться.. тат быстрота главное. Пришел забрал ушел. Ещё тут ждать придётся пока сдачу от считают 😆

+3 / 0
картой
Ответить

Я тоже поддерживаю безнал! Наличкой пользуюсь крайне редко и это всегда доставляет неудобства(

+1 / 0
Ответить

Особенно когда в маркете стоишь а впереди старушка сначала считает, потом ждёт сдачи когда найдут.. однажды видел в очереди как возмущались насчёт скольки то там копеек.. у мы сестра на почте.. я ей ищу копейку, пять копеек.. есть такие что требуют.. )

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Даёшь наличные!

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Хождение по ёлкам

Сегодня бы замечательный день. Такой бывает раз в году. Мы ведь предпочитаем ...

Звонок от "курьера". Или еще раз о мошенниках.

Конечно, о мошеннических аферах много говорят и в новостях. И в различных программах. Но люди упорно продолжают делать то, что не надо. А именно попадать в мошеннические сети. Пишу об этом не просто так.

Жильцы потребовали вернуть деньги за неполный месяц отопления. Суды долго не могли решить, можно ли так

Наверняка многие замечали: отопление отключили еще в конце месяца, батареи холодные, а платежка все равно приходит как за полный месяц. Кажется нелогичным — услуги уже не было, а платить нужно.

Чем грозит Банкротство бывшего мужа мне и детям?

Развод — это уже стресс, а банкротство экс-супруга добавляет хлопот. По данным Росстата, в 2024 году число банкротств физлиц превысило 400 тысяч, и многие семьи с детьми сталкиваются с последствиями:...

Дилер отказался выдавать заказанное авто, потом вдвое поднял цену, а в итоге продал его другому человеку

Историй о недобросовестных автодилерах в последние годы хватает, но этот случай выбивается даже на их фоне. Причем решение несколько раз менялось между инстанциями: то иск удовлетворяли, то отказывали,...

Сладкие грёзы россиян о зарплате в 200 тысяч: как российская экономика превращает мечты в пыль

Свершилось чудо социологических открытий. Оказывается, русский человек, зарывшись лицом в подушку после трудового дня за 35 тысяч, смеет мечтать не о хрустящей купюре в пять тысяч на ремонт старой «Лады»,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы