Кто на самом деле создаёт богатство — и кто его забирает

101 дочитывание
26 комментариев
Эта публикация уже заработала 40,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Общественное достояние

«Ты зарабатываешь, а я распоряжаюсь» — такой, по сути, девиз современной экономики. Но почему? Кто вправе решать, чей труд ценнее — того, кто пашет, или того, у кого есть документы на фабрику?

В одной из соцсетей недавно разгорелся спор. Один пользователь написал: «Труд при капитализме — обесценен. А присвоение результатов этого труда признаётся высшей доблестью. Вот где корень зла». В ответ посыпались комментарии: «А кто тогда будет инвестировать?», «Без капитала — никакого производства!», «Ты хочешь вернуться в СССР?»

Диалог типичный. Как будто спорят о погоде, а не о том, кто и за счёт кого живёт.

Давайте посмотрим на вещи проще. Кто создаёт реальную ценность?

— Это рабочие, которые собирают станки, кладут кирпич, ремонтируют дороги.

— Это учёные, чьи открытия ложатся в основу новых технологий.

— Это инженеры, которые превращают идеи в работающие устройства.

— Это учителя, которые учат детей — будущих специалистов.

— Это врачи, которые лечат тех, кто трудится, чтобы экономика не встала.

А кто получает больше всех?

Тот, кто не делал ничего из вышеперечисленного, но владеет землёй, заводом или платформой. Он не участвовал в создании продукта, но забирает львиную долю прибыли. Потому что «имеет право».

Кто главный — труд или собственность?

По логике капитализма, самое важное в экономике — не труд, а присвоение. Главный герой — не тот, кто работает, а тот, кто может сказать: «Это моё. Значит, всё, что здесь производится — тоже моё».

Выглядит несправедливо? Возможно. Однако это не сбой системы — это её закономерная работа.

Возьмём пример: завод по производству электромобилей.

— Инженеры разработали конструкцию.

— Рабочие собрали машины.

— Логисты доставили их в магазины.

— Маркетологи продали.

А прибыль — у владельца. Он не стоял у станка, не решал уравнения, не ездил с товаром. Но именно он получает дивиденды, продает акции, увеличивает капитал. И считается «эффективным собственником» — то есть, главным двигателем прогресса.

Смешно? Нет. Это норма.

Паразит или двигатель?

Слово «паразит» — резкое. Но давайте вспомним: паразит — это тот, кто живёт за счёт хозяина, не принося пользы.

Если собственник не управляет производством, не участвует в инновациях, не решает операционные задачи, а просто получает доход от чужого труда — чем он принципиально отличается от паразита?

Не спорим: бывают предприниматели, которые реально управляют, рискуют, создают условия для роста. Но таких — меньшинство. Большинство «эффективных собственников» — это владельцы акций, холдингов, инвестиционных фондов, которые просто получают деньги за право владеть.

И это не абстракция.

К примеру в США за последние 40 лет доля доходов, приходящихся на капитал (а не на труд), выросла с 35% до почти 50%. То есть, половина всего, что создаётся в экономике, теперь достаётся не тем, кто работает, а тем, у кого есть активы.

А что с теми, кто трудится?

Их зарплаты за это же время практически не росли. Реальные доходы большинства — на одном уровне. А стоимость жизни — растёт.

Кризисы, войны, неравенство — случайность?

Некоторые говорят: «Капитализм не идеален, но он эффективен».

А что такое эффективность? Когда система работает стабильно, развивается, обеспечивает благополучие?

Но капитализм регулярно рушится.

— Кризис 2008 года.

— Пандемийный коллапс 2020-го.

— Энергетические шоки, инфляция, банкротства.

Все эти кризисы — не стихийные бедствия. Это результат логики «свободного рынка»: спекуляций, чрезмерного долга, гонки за прибылью любой ценой.

А войны?

Да, и они — часть системы.

История знает десятки примеров, когда конфликты разжигались ради контроля над ресурсами, рынками, дешёвой рабочей силой. Колониализм, интервенции, экономические санкции — всё это инструменты капиталистической экспансии.

Интересно, что даже в мирное время «война» идёт — классовая.

Работодатели снижают зарплаты, урезают соцпакеты, заменяют штатных сотрудников самозанятыми.

Работники борются за минимальные гарантии.

И часто проигрывают.

Почему люди этого не видят?

Вот тут — самое интересное.

Многие, кто трудится, искренне считают, что «собственник — главный». Что он «рискует», «инвестирует», «создаёт рабочие места».

Но разве он единственный, кто рискует?

— Рабочий рискует здоровьем.

— Учитель — временем и нервами.

— Водитель — жизнью на дороге.

А собственник? Он может потерять деньги. Но он редко теряет крышу, доступ к медицине, возможность кормить семью. Потому что у него уже есть всё.

Так почему же общество устроено так, что тот, кто ничего не производит, считается «двигателем прогресса», а тот, кто всё создаёт, — «расходным материалом»?

Ответ прост: экономика управляет сознанием.

Школа, СМИ, университеты — всё это формирует у людей установку: «Главное — собственность. Труд — вторичен. Прибыль — высшая ценность».

Это как если бы в театре зрители аплодировали не актёрам, а тому, у кого билеты на кассе.

Что делать?

Мы не предлагаем немедленно отменить частную собственность. Но пора начать честный разговор.

— Почему доход от труда не растёт, а доход от капитала — взлетает?

— Почему можно получать миллионы за то, что просто «владеешь», но нельзя требовать справедливую зарплату за то, что «делаешь»?

— Почему кризисы списывают на «объективные причины», а не на системные изъяны?

Возможно, пришло время пересмотреть иерархию ценностей.

Может быть, настоящая эффективность — это не прибыль владельца, а достойная жизнь для всех, кто участвует в создании богатства.

А пока — кто-то пашет.

А кто-то получает.

И называет это «свободным рынком».

https://t.me/dumai_sam_i_sei4as/5512

26 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 26
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

В СССР , хозяином был народ , в лице государства . Блага создавал народ . Этими благами он пользовался , не всегда справедливо ( находились такие что могли хапнуть ), но ведь сравнить заработные платы высококвалифицированного рабочего , и инженерно-технического состава предприятия и даже руководства его , то рабочие получали даже и больше . Хают медицину , но наши врачи котировались выше . Да мед оборудование на западе было лучше , Однако стране надо было сдерживать постоянные угрозы этого "загнивающего" запада . Санатории , дома отдыха .. доступны были для рабочего люда .

+13 / 0
картой
Ответить
Мечтатель, редактор, писатель Ирина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 5.3М
04.08.2025, 20:27
Москва

То медоборудование, которое было лучше, было доступно далеко не всем, а только проценту наиболее богатых. Те, кто попроще, заболев, лишались всего, в том числе, здоровья и жизни. Почитайте американских и европейских авторов 20 века. Как ни странно, но у многих честно описано положение дел. Исключите Кундеру, он относится к плеяде тех, кто живописал многочисленных эммануэлей и мадамов "о".

+5 / -2
Ответить

Ирина! Если Вы также, как здесь, пишите свои произведения не из личного опыта, а из доступной литературы, то вряд ли преуспеете! Судя по тому, что Вы написали, Вы из поколения постсоветского и НЕ можете знать, как всё было устроено и работало в СССР, а видите, анализируете и делаете выводы по тому потоку дури, который уже несколько десятилетий называется "рассказ о жизни в СССР" и раскручивается прикормленными властью СМИ. Безусловно, были проблемы, но вовсе не те, что понятны Вам - "процент наиболее богатых" -, но чего точно не отнять так это того, что СССР была страна социально ориентирована, а потому людям было, что защищать в годы войны. Хотя к ее началу наделали партийные и нквдшные чиновники не мало дурного. А, вот, что нынче надо защищать - вопрос! Всю эту банду олигархов и номенклатуру? Сомневаюсь, что кто-то должен отдавать жизнь за .ополикую Матвиенко или получивших по дружбе с президентского плеча полное благополучие Ротенбергов! Это к разговору про богатых. Да таких особей в СССР просто не было! И боялись разгуляться, и, между прочим, не очень-то давала это делать власть.

+4 / 0
Ответить
Мечтатель, редактор, писатель Ирина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 5.3М
07.08.2025, 13:53
Москва

С чего вы взяли, что мое высказывание - об СССР?

+2 / -1
Ответить

Аааа! Это разве не Вы парировали товарищу из Барнаула? Или может Вы не поняли, что он писал про СССР? Тогда простите!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Мечтатель, редактор, писатель Ирина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 5.3М
08.08.2025, 13:06
Москва

Может это вы не поняли, про что я писала?

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
04.08.2025, 15:07
Санкт-Петербург

Споры о сущности и прогнозируемых итогах Капитализма, вообще-то, закончились ещё почти 200 лет назад. Когда Карл Маркс издал свой "Капитал", сделав там соответствующие выводы и предсказания, а затем его знамя подхватил не кто-нибудь, а именно капиталист - промышленник. Знавший эту кухню изнутри - Фридрих Энгельс.

О тех, кто развивал их учение дальше многим тоже, наверное, известно?

И ими о Капитализме всё было сказано ещё тогда!

Ныне же возможно лишь развитие этого направления, исходя из той аксиомы, что "революционная теория - не догма, а живое учение". Развитие согласно вновь появляющимся историческим фактам.

К ряду тезисов, высказанных в обсуждаемой статье, можно было бы предъявлять множество вопросов и опровергать их. Ибо, они через чур упрощены и уплощены. А потому и приятие их к практической деятельности способны оказать и обязательно приведут, если не пересмотреть их всерьёз, к серьёзным негативным последствиям. Подобных тем, что привели к разрушению СССР. Ибо относятся к основам функционирования того самого "Базиса" (в противоположность Надстройке), которая является фундаментом любой политической системы.

Но вряд ли эта тема уже для подобного рода ресурсов?

Самое главное, что для нас здесь актуально, так это то, что де-научно: Капитализм деструктивная, на настоящий момент, форма политэкономического устройства. И далеко не только в России.

А во-вторых, что та форма Капитализма, что была устроена (сказать: "построена" здесь язык не поворачивается) в России по итогам постперестройки, настолько уродлива и нежизнеспособна, что обсуждаемому в статье Классическому капитализму способна дать десятикратную фору по невменяемости.

... а потому априори обречена на смерть.

... ... хорошо бы, не увлекая за собой всю Россию.

+12 / 0
картой
Ответить
DELETE

Вы абсолютно правы в главном: споры о внутренней логике капитализма действительно были исчерпаны ещё в XIX веке. Маркс не просто критиковал систему — он вскрыл её механизм, как инженер разбирает двигатель. Энгельс, будучи промышленником, добавил к теории практическое знание — а это редкость. Их анализ не устарел. Он, скорее, стал пророческим.

Но дело в том, что теория — это одно, а восприятие — другое.

Сегодня многие не читали «Капитал». Они видят, как растёт цена на коммуналку, как не хватает на лекарства, как пенсию считают по новой формуле — и не связывают это с прибавочной стоимостью или отчуждением труда. Они просто чувствуют: что-то не так.

Вот ради этих людей и пишутся такие статьи — не для диссертации, а для того, чтобы включить мышление. Да, упрощения есть. Без них не будет понимания у широкой аудитории. Но суть — не искажена: если основа системы — присвоение чужого труда, то сама система не может быть справедливой по определению.

Что до СССР — вы тоже правы. Его крах не опроверг марксизм. Он показал, что подмена социализма бюрократическим режимом обречена. Но из этого не следует, что альтернатив быть не может. Наоборот — крах стал уроком: справедливая система должна быть не только экономически, но и демократически устроена. Без этого — любая идея превращается в свою противоположность.

А насчёт «уродливости» российской модели капитализма — тут и спорить не приходится. У нас не было построения — было разграбление. Частная собственность возникла не на основе труда, а на приватизации государственного. И сегодняшний «эффективный собственник» — зачастую не предприниматель, а распорядитель чужого богатства. Такая система, действительно, нежизнеспособна. Она не развивает, она паразитирует. И да — если она рухнет, важно, чтобы не утащила за собой страну.

Так что да: теория Маркса — фундамент. Но строить нужно заново.

И не на обломках, а на понимании — что общество может быть устроено иначе.

А сайт вроде 9111.ru — как раз место, где это понимание можно начать. Даже с простых вопросов: «Кто кого кормит?»

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

разве не ясно что чиновники жируют за счет народа и еще и воруют ?

+9 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

12.12 Собственность в хорошем государстве

1Платон сказал, что всякое государство, каким бы малым оно ни было, на самом деле

разделено на две части: государство богатых и государство бедных. И Аристотель сказал

за 2200 лет до Маркса, что экономический строй государства определяет его природу.

Опыт последних времен только подтвердил тот факт, что большие экономические

различия как между отдельными гражданами, так и между целыми общественными

классами всегда вызывают сильные трения внутри государства, препятствуют чувству

единства и общественному духу в гражданстве и поэтому вредны. Если все люди,

способные работать, вносят вклад, приносящий пользу обществу, почему же тогда

некоторые из них должны получать более высокую зарплату, чем другие? Если никто не

готов брать больше, чем ему нужно, чтобы каждый получал достаточно, зачем тогда

использовать денежную систему для регулирования спроса и предложения?

2Следовательно, в хорошем государстве нет использования денег, нет частного богатс-

тва, нет частной земли, нет частного здания, нет частной деятельности по производству

товаров или услуг. У горожан принято считать, что жадность, жажда наживы и мания

коллекционирования принадлежат к низшим человеческим стадиям развития и

проявляются только у людей на этих стадиях, и поэтому горожане остерегаются прояв-

лять такие тенденции, которые они считают дочеловеческими.

3Граждане обычно понимают, что вы не должны собирать ничего, кроме тех вещей,

которые вы можете взять с собой, чтобы использовать их в своем следующем воплоще-

нии на благо не только себе, но и другим людям, то есть приобретенных знаний, пони-

мания, навыков в действии; приобретенных способностей и качеств. Девиз будет звучать

так: Если вы не можете взять его с собой, лучше оставьте его в покое!

4Упразднить деньги стало возможным, поскольку граждане в целом находятся на той

высшей ступени, где люди готовы отдавать больше, чем они берут, и где они никогда не

устают быть полезными. Они не чувствуют ничего столь чуждого им, как эгоизм и его

различные проявления, такие как эксплуатация и паразитизм, тяга к собственности, лень,

уклонение от работы и ответственности.

5Упразднение денежного хозяйства и обширной частной собственности есть условие

учета заслуг индивидов, а не их богатства при назначении их на государственные долж-

ности.

DELETE

Вы привели сильный текст — почти как из «Государства» Платона или «Утопии» Томаса Мора. И знаете, что самое обидное? Он не устарел. Наоборот — звучит как обвинительный акт против нашего времени.

Да, идея общества без денег, частной собственности и эксплуатации — стара как мир. Но она не мертва. Потому что до сих пор никто не ответил, почему человек, который пашет с рассвета до темноты, должен жить в долгах, а тот, у кого есть три квартиры в собственности, — получать пассивный доход, даже если вообще не работает.

Вы спрашиваете: «Почему некоторые получают больше?»

А кто это решил?

Не общество.

Не труд.

Не заслуги.

Решает рынок — то есть, в конечном счёте, те, у кого уже есть капитал.

И тогда получается:

— Ты врач — получаешь 60 тысяч.

— Ты владелец сети клиник — получаешь миллионы.

Причём и тот, и другой нужны обществу.

Но один — «вкладывается», другой — «работает».

И система считает, что первый — расход, а второй — прибыль.

Так что идея «хорошего государства» без денег и собственности — это не детская мечта.

Это логический ответ на вопрос: «Почему справедливость не может быть основой экономики?»

Мы, конечно, не можем завтра отменить деньги.

Но можем спросить:

— Почему нельзя, чтобы заводом управляли те, кто на нём работает?

— Почему нельзя, чтобы прибыль распределялась по вкладу, а не по документам?

— Почему нельзя, чтобы богатство измерялось не тем, что ты накопил, а тем, что ты дал?

Вы говорите: «В хорошем государстве граждане готовы отдавать больше, чем брать».

Так вот — они есть.

Они работают учителями, врачами, спасателями.

Они не бегут с должностей, не прячут доходы, не покупают офшоры.

Просто система их не видит.

Она видит только тех, у кого есть бумага на собственность.

Может, пора начать строить государство, где видят других?

Мечтатель, редактор, писатель Ирина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 5.3М
04.08.2025, 20:33
Москва

Насчет "система их не видит" вы не правы. Когда дело доходит до налогов, ограничений и штрафов, таких людей система видит гораздо лучше, чем тех, кто прячет деньги в офшорах.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Долой фашистов-капиталистов.

раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (26)

Почему все средства производства и природные ресурсы самой богатой Страны Мира вдруг стали принадлежать непонятно кому?

Вопрос, на который до сих пор нет официального ответа. И не важно, как называть то, что произошло — «реформой», «приватизацией» или «разделом имущества». И самое обидное — это было сделано без согласия,...

Цитата Константина Сёмина бьёт точно в цель. Не красиво, не научно — но по факту

"Почему одни богатые, а другие бедные? Потому что одни обокрали других. Они богатые, потому что они украли. Они — умные, талантливые, обаятельные... воры. Это уже не идеализм. Это материалистический ответ.

Почему все средства производства и природные ресурсы самой богатой Страны Мира вдруг стали принадлежать непонятно кому?

Вопрос, на который до сих пор нет официального ответа. И не важно, как называть то, что произошло — «реформой», «приватизацией» или «разделом имущества». И самое обидное — это было сделано без согласия,...

Почему инициатива на работе бывает наказуема?

Больше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала. Почему ваша инициатива — это гвоздь в крышку карьерного гроба Нам с детства вдалбливали в головы одну красивую ложь:...

В Госдуме предложили разрешить сотрудникам работать за оплату на больничном

В Государственной Думе выдвинута инициатива, направленная на легализацию трудовой деятельности во время нахождения работников на больничном листе с сохранением заработной платы. Ярослав Нилов,...

Проститутка - символ капитализма!

Коротко, но ёмко. В нескольких словах уместилась вся соль и суть. Всегда возмущала калька буржуинского учения маркетингу. Но... Примерили на себя и... прилипло. Но есть и побочка - пошли метастазы.

Женщину уволили за «поддельный» диплом спустя 10 лет работы. Но добилась восстановления и взыскала зарплату за все время

История, которая наглядно показывает: не все так однозначно, даже если речь идет о подложных документах. Работодатель уволил сотрудницу по статье после 10 лет работы, но кассация поставила все на свои места.