Лилия Лунина
Лилия Лунина Подписчиков: 1717
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.2М

Бензиновый террор. Как нефтяники шантажируют государство, удерживая потребителей в заложниках посредством цен.

19 дочитываний
6 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Бензиновый террор. Как нефтяники шантажируют государство, удерживая потребителей в заложниках посредством цен.

Изображение сгенерировано Raphael AI.

Правительство России запретило ещё весной экспорт из России автомобильного бензина. Запрет, согласно Постановлению правительства от 26 февраля 2025 года за №229 вводится с 1 марта по 31 августа включительно. Принятие такого документа было продиктовано тем, что в России идёт рост цен и чтобы его остановить нужно насытить российский рынок топливом. Кабмин решил действовать либеральными рыночными методами, думая, что невидимая рука рынка всё отрегулирует. Мол будет большое предложение, цена снизится. Но, не тут-то было!

"Может возникнуть дефицит" - раздаётся ропот в кругах экономистов. Оптовые цены на бензин в России взлетели до исторического максимума. Следом за оптом подорожало топливо и в рознице. При том подорожал не только автомобильный бензин, но и дизельное топливо тоже. Бензин и дизтопливо продолжают стремительно дорожать, несмотря на решение кабмина полностью запретить экспорт как минимум до конца августа. Невидимая рука рынка не отрегулировала ничего, чуда с насыщением рынка и созданием избыточного предложения не случилось.

В понедельник на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стоимость Аи-95 установила новый исторический рекорд в ₽70001 за тонну. За день цена выросла на 1,18%, а с начала года аж на 28%, что чуть более четверти. Бензин Аи-92 стал дороже на 1,18% за день (!) и почти 30% с начала года, а его цена на закрытии торгов составила 66 642 рубля за тонну, не дотянув менее 5% до абсолютного максимума в ₽70446 за тонну, продемонстрированного в сентябре 2023 года.

По данным Reuters в августе и сентябре России грозит повторение полноценного бензинового кризиса, аналогичного тем, что были два года назад, в 2021 году, а также в 2018-м."Где-то может возникнуть локальный дефицит", - сказал один из собеседников агентства.

Злые языки говорят, что крупные НПЗ встали из атак украинских дронов-камикадзе и что правительство РФ может обратиться за помощью к Беларуси. "Рынок потребует сейчас полностью ручного управления. Постараются перенести ремонты (НПЗ), где это возможно. Выпуск (автобензина) попросят нарастить. (Импорт) белорусов призовут", - сказал источник в Reuters. Если бы украинские атаки по НПЗ были бы действительно эффективны, то власти России давно бы не просто разрешили, но и всячески поощряли импорт бензина, преподнеся это как некое благо для населения и заботу об экономике, ссылаясь на её рыночность. Даже если бы не поощряли, то дали бы "зелёный коридор", не мешая таким поставкам. Атаки украинских дронов на деле не настолько эффективны, как можно подумать, и охрана нефтяных объектов успешно их отражает своими силами. К тому же ПВО неплохо справляется. Что касается тех случаев, когда дрон-камикадзе попал в нефтяной объект, единицы, которые не способны изрядно пошатнуть рынок, заставив бензин дорожать галопирующими темпами.

Проблема в том, что именно по марке АИ-92 определяется размер субсидий нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных. Это тот самый демпфер. По действующим правилам демпфер обнуляется, если средняя цена за месяц марки АИ-92 на бирже превышает 66 495 рублей за тонну. Отметка была превышена 4 августа. До конца месяца ещё далеко, но на сегодняшний день по данным Российской Газеты демпфер обнулён. Получается, что у нефтяников вольница и отличный рычаг для шантажа государства, которое требует сдерживания цен на бензин.

Установка, чтобы цены на АЗС не росли выше инфляции, есть. За розницей зорко следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но установка - не закон и не подзаконный акт обязательный к исполнению. Это решение основанное на договорённостях государства и нефтяников. ФАС лишь контролирует, чтобы стоимость топлива на АЗС не завышалась, но никак не ограничивает цены каким-то определённым потолком. Заправки закупают топливо оптом на нефтебазах, и у нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по биржевым ценам. Если цены в опте растут, к тому же сильно и быстро, в рознице подорожание неизбежно столь же сильно и быстро.

Раз дана вольница, раз договорённости не имеют юридической силы, раз правительство запрещает экспорт, лишая валютной выручки, значит нужно терроризировать и шантажировать государство, нервировать людей ростом цен на бензин, подталкивая их к протестным действиям и антиправительственным выпадам. Примерно такова логика участников бензинового рынка. Вместо того, чтобы сначала как следует насытить российский рынок недорогим бензином, а потом попросить правительство отменить запрет, "нефтянка" решила устроить финансовый террор правительству. К тому же на носу уборочная страда. Это такое время когда потребуется немалое количество дизельного топлива. Если уборка урожая пойдёт не в срок, то в стране возникнет дефицит продуктов питания, цены на которые итак выросли выше некуда, что так же будет нервировать народ. Климат ждать не будет когда у людей решатся бензиновые проблемы и холода так и так придут. Неубранный в срок урожай будет уничтожен естественным образом. Ценовой террор нефтяников оказался как по нотам.

Рост цен - это классический инфляционный мультипликатор, увеличивающий цены на продукты и стройматериалы, а также усугубляющий ситуацию в регионах с трудной логистикой. Россия, как известно, страна №1 по площади и протяжённость дорог у неё большая, расстояния колоссальные по сравнению с теми же США и Китаем. ЖД-транспорт, морской и речной транспорт есть не везде, т.к. территория России не является вытянутой плоской суши среди моря, где ещё были бы реки и каналы с пересекающей их сетью железных дорог, как, например, в Японии или Панаме. Основная часть грузов доставляется автотранспортом и вездеходами. Да и сложно себе представить проложенную электрифицированную железную дорогу к каждому супермаркету. Следовательно нужны моторные топлива - соляра и бензин. Если они дорогие, то дорожать будет всё.

Со стороны государства тоже есть промахи. Как сообщает портал RuNews24.ru Одна из причин этого - сложная налоговая нагрузка и экономические механизмы. В комментарии порталу Юлия Шайхразеева, эксперт в области экономики и преподаватель РЭУ им. Плеханова, подробно рассказала о ситуации. Более 60% от цены каждого литра топлива составляют налоги: акцизы, НДС и демпферные выплаты. Это часть сознательной политики государства, позволяющая пополнять бюджет за счет внутренних потребителей - прежде всего автомобилистов и транспортных компаний.

Такая политика со стороны государства даёт мощный козырь шантажистам из числа нефтяников. Если при экспорте нефтяники просто гнали бензины и дизтопливо за рубеж, получая выручку в валюте, а вопросы косвенных налогов решали импортёру, то после запрета рынок остался только внутренний с его косвенными налогами. Государство вряд ли уступит в плане налоговой нагрузки. Да и нефтянка выбрала не тот язык для разговоров с государством. Вместо делового тона и конструктивного разговора выбран язык шантажа и откровенный террор. Разговаривать с государством на языке террора - скверная затея. Вряд ли тут будет достигнут консенсус.

По словам источников агентства Reuters, среди причин нехватки бензина - недостаток запасов у частных АЗС, коллапс в аэропортах, из-за которого люди стали больше пользоваться автотранспортом, а также частые ремонты НПЗ. Складные отговорки для нефтяников, хорошая легенда для того, чтобы повысить цены на бензин. Только вот коллапс в аэропортах случается не каждый день и трудно себе представить человека, спешащего на конференцию в Новосибирск из Москвы, который бы ехал туда на автомобиле. Сложно представить себе человека, который бы поехал в Анталью на отдых на автомобиле. Недостаток запасов у АЗС, естественно, будет при таких-то отпускных ценах. У производителей бензина на любое повышение, допущенное с их стороны, найдётся 1000 и 1 отговорка с разной степенью убедительности и нелепости.

У нефтяников семь бед - один ответ: в случае чего немедленно повышать цены на моторные топлива - дизельное и бензин. Конструктивно говорить нефтяные компании с государством не научились и не хотят, предпочитая увиливать от договорённостей, строить разного рода схемы финансовой и хозяйственной деятельности. А когда правительство начинает от них что-то требовать, то нефтяные компании прибегают к террору, аккурат в стиле реальных террористов, которые захватывают заложников и выдвигают требования. Так и рядовые россияне и бизнес-структуры, связанные с перевозками, оказались по сути в заложниках у финансовых террористов, рискуя, правда, не жизнями, а благосостоянием. Паттерн поведения участников рынка бензина мало чем отличается от поведения Шамиля Басаева во время захвата больницы в Будённовске. Они точно так же, как и Шамиль Басаев, надеются, что государство прогнётся и пойдёт на уступки после их выходок. Правда в отличие от Басаева они действуют не классическими методами террористов, а ведут финансовый террор, повышая цены до закритических значений, при которых пойдёт дестабилизация экономической обстановки в России в случае если государство не разрешит им экспортировать бензин и дизтопливо, отказавшись от вмешательства в их деятельность.

Для освобождения заложников и прекращения террора нужно жёсткое ручное управление отраслью, а не рыночные механизмы. Игра в свободный рынок должна быть прекращена чем скорее, тем лучше. Сам по себе свободный рынок имени Чубайса и Гайдара - это такая же утопия, как и коммунизм, где нет денег и частной собственности. Ко всем, кто свято верит в свободный рынок, стоит относиться, как к сектантам из деструктивной секты. Ни США - казалось бы оплот капитализма и демократии, ни Китай - индустриальная держава и по сути экономика №1 не практикуют таких идей. У них экономики смешанные, с разным, правда, соотношением рынка и планирования, чуть что - следует вмешательство государства. В США после Великой Депрессии перестали верить в идеалы рынка, в Китае экономика плавно перешла от плановой к смешанной. Участники бензинового рынка по-хорошему, по-человечески не понимают. С ними у государства должен быть жёсткий разговор, направленный не на удержание цен, а на снижение цен на бензин и дизельное топливо. Бесконечный рост цен на бензин и дизтопливо - это не рыночное явление, а угроза национальной безопасности, которую стоит расценивать как подрывную деятельность против страны.

6 комментариев
Понравилась публикация?
9 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 6
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Ленивый инвестор Санек
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг

Уверен, кто-то купит себе еще одну яхту из-за повышения цен на бензин.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Согласна с вами, что бесконечный рост цен на бензин и дизтопливо - это не рыночное явление, а угроза национальной безопасности, которую стоит расценивать как подрывную деятельность против страны.Каждый день повышается цена на бензин..Они бы так зарплаты людям повышали

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
21.08.2025, 16:53
Симферополь

Сюда добавить сговорившихся мобильных операторов, растущие цены на продукты и тд- это звенья одной цепи , называемой подрывной деятельностью.Путина отвлекает СВО и никчемные переговоры, однажды ему с них некуда будет возвращаться. По-моему он опять на меня их купился.

Помню так было во время пандемии, только он из страны, как начиналась новая волна ковидного сумашествия

0
картой
Ответить
21.08.2025, 16:53
Симферополь

На них

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Копирайтер, дизайнер, блогер. Лилия Лунина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.2М
22.08.2025, 00:27
Санкт-Петербург

Всё как в пословице "Кот из дома -мыши в пляс". Стоит президенту уехать куда то на саммит, то на переговоры, чиновники расслабляются, бизнес борзеет.

Про сотовых операторов могу сказать, что там несколько другая фигня - тарифы у них растут из-за санкций. Не знаю как у вас в Крыму, но в СПб разброс по ценнику среди операторов Большой четвёрки есть. Очень удивило, что связь у Теле 2 стоит дороже, чем у Билайна.

Так вот. Телеком-оборудование стоить стало для них в разы дороже. Оно ещё имеет поганое свойство изнашиваться и нормальное свойство требовать обслуживания. Тут всему виной слабый рубль, нехватка специалистов и затраты на логистику.

Со специалистами беда-беда. Их мало, работать желающих особо нет. Кто воевать поехал, кто в Верхний Ларс дёрнул, кто в эмиграцию, кто просто сменил род деятельности. Ничего умнее как повысить зарплату и удержать деньгами конторы не нашли.

Про импорт. Не берём довоенные годы, ибо уже нет смысла с ними сравнивать. Если ранее - в 2022 и 2023 годах "параллелить" можно было через условный Кыргызстан, то Госдеп прикрутил гайки кыргызстанским банкам и бизнесу. Параллельный импорт идёт теперь витиеватыми схемами, не через одну, а через несколько фирм-прокладок. Китайцы соблюдают санкции США, но в июле 2024 года вообще ввели свои санкции, что из Китая в Россию нельзя возить электронику. Huawei, ZTE, Xiaomi, как производители телеком-оборудования отказываются что-то поставлять в РФ. Поставщикам оборудования для операторов сотовой связи приходится изворачиваться и проявлять не дюжую изобретательность в маршрутах логистики и выборе китайского банка для проведения платежей. Больший банки Китая не хотят проблем с Госдепом и чураются при виде бизнес клиентов-россиян.

Слабый рубль портит всё. Минфин и ЦБ не стремятся к ревальвации и укреплению рубля. Понятное дело, что экспортёрам хотят угодить, да и резервов заморожено российских суверенных немало. Только вот страдает то, что зависит от импорта. И страдает в большей мере. Загнать курс доллара далеко за отметку 60, телеком-отрасль вздохнёт полной грудью.

И есть ещё один момент из-за которого собственно воюют с Телегой и Ватсапом, это то, что люди стали реже пользоваться голосовой связью, писать традиционные СМС. С этой проблемой в начале июля этого года операторы приходили на поклон в Правительство РФ. Народ валом ломанул в мессенджеры, оплачивая только интернет. Выручка падает, нагрузка на сети растёт, сети валятся сами. Иначе с какой такой радости в Красноярске отпал мобильный интернет? А вот с той, что оборудование валится. По телеку заливают про укродроны и безопасность. Это лучше "продаётся" публике. Не скажут они, что беда с оборудованием и ввозом новых железяк. Народ рассердится, имиджу повредит признание. Пока что блокируют голосовые звонки в Телеге и Ватсапе, так пошёл прирост голосовых звонков. Люди стали брать больше пакеты минут и чаще звонить по поминутным тарифам. Это не из-за Макса, это как раз из-за этого. Помнится Мегафон сердился и требовал заблокировать в России Скайп, потому, что тот не приносит дохода Мегафону, потому, что абоненты перестали говорить по обычной линии, ведь Скайп можно стало устанавливать на смартфоны. На заре своей Скайп был компьютерной программулиной, запустив которую можно было бесплатно говорить с любой точкой мира, при условии, что у собеседника тоже Скайп. Когда смартфоны стали вытеснять телефоны и Скайп можно было не просто установить на них, но ещё взять с собой. Вот тогда ещё повалились голосовые звонки.

Дальше сотовая связь будет деградировать и дорожать. Всё, как предупреждали в 2022 году.

0
Ответить
22.08.2025, 08:49
Симферополь

Лилия, «кот из дома- мыши в пляс» так даже называлась статья в «Свободной прессе» 🙂 схема обкатанная. Началось то перед переговорами. У нас был стабильный интернет, разве что, если ддолбанут,тихо дорожал, но тут не разбежишься, зарплаты и пенсии копеечные. После сговора большой четверки стали отключать. До этого не мешали санкции, износ оборудования, мошенники и тд ,тут алчность и тупость им заменяют мозги, которые не нужны, чтоб деньги из бюджета тянуть. В стране ж все завязано на цифру, отключить интернет, и все парализовано. Так что эти ребятишки представляют угрозу безопасности , о которой никто ,собственно, просто заботится, просто используют У нас уже просят наличку, потому что не знаешь когда отключат или стоять ждать когда наконец транзакция пройдёт. Я вообще считаю , что в век ИИ интернет должен быть бесплатным, ну или за равную для всех небольшую плату. 🙂

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Как сохранить деньги и не платить НДС в 2026 году

Здравствуйте, уважаемые читатели! Недавно в первом чтении был одобрен законопроект, который многие уже называют «налоговой реформой 2025 года». В связи с этим ко мне, как к юристу, поступает множество вопросов,...

Автомобильное топливо и молоко - что общего

Ажиотаж на какой-либо продукт обычно вызывает рост цен на него. Но ведь надолго им не запасешься. Так и у современных бензинов есть гарантийный срок хранения - 1 год со дня производства (ГОСТ Р 51105-97).