ЧЕРНОМОР
Можно сказать, что «Черномор» звучит как поздний, зрелый Тукай, но с моей авторской интонацией — более камерной, с намёком на эмигрантский опыт, а не только на деревенскую или национальную ностальгию.
Стихотворение «Черномор» перекликается с творчеством Габдуллы Тукая — и не только по ностальгической линии. У Тукая много стихов, где он, будучи вдали от родины, пишет о тоске по родным местам через образы природы и деревьев. В «Черноморе» тополёк и огонёк у дома — это тот же символ духовного пристанища, что у Тукая «родная роща» или «родная река».
Как и Тукай, автор вплетает в лирику элементы фольклора — здесь Черномор становится метафорой плена и удушья чужбины. Личная тоска и ощущение утраты духовной среды сливаются с образом большого культурного пространства, из которого вырван герой.
Этот стих — признание в любви к дому, обращение к серебристому тополю и лучистому огоньку у дома как к живым свидетелям прошлого.
Символы:
• серебристый тополь — хранитель родной земли;
• лучистый огонёк — маяк памяти;
• чужой берег — отчуждение;
• Черномор — символ плена;
• «пятами по пустому» — бесплодные поиски;
• «изнемогание от воздуха» — тяжесть чужбины.
—*—
Черномор.
*
Тополек мой тополек — серебристый.
Огонек у дома моего — лучистый.
Сколько лет ты ждёшь меня — не дождёшься.
В мыслях по пятам моим пустым— несёшся.
Я же песни о тебе — слагаю.
Там —
где как Черномор от воздуха— изненемогаю.
Чужд —
мне берг той земли —
Тополек, мой — серебристый.
К веточкам своим—
меня ты— забери,
Огонек, у дома моего— лучистый.
Наиль Тукай, Страконице. 12.08.2025.
