Starship компании SpaceX успешно реабилитировал себя в десятом испытательном полете

Самая большая и мощная в мире ракета успешно выполнила все свои основные задачи, включая развертывание спутников и управляемый вход в атмосферу, что стало важной вехой после серии недавних неудач.
Гигантская ракета Starship компании SpaceX поднялась в небо в десятый раз во вторник, 26 августа, совершив смелый испытательный полёт, ознаменовавший возвращение к успеху после нескольких недавних неудач.
Аппарат, призванный стать самым большим и мощным космическим аппаратом в истории, стартовал с базы Starbase в Южном Техасе в 18:30 по местному времени (23:30 по Гринвичу). Запуск, отложенный на два дня из-за технических проблем и плохой погоды, стоил усилий. Starship выполнил все поставленные SpaceX цели, вернув амбициозный проект в нужное русло.
«Это было просто невероятно», — сказала Аманда Ли, инженер по надежности сборки SpaceX, во время прямой трансляции.
«Огромные поздравления всем командам».
Генеральный директор Илон Маск присоединился к празднованию в социальной сети X:
«Отличная работа, команда SpaceX!!!»
Путь преодоления препятствий
Этот десятый полёт имел решающее значение для программы. Три предыдущих запуска в 2025 году прошли не по плану. В миссиях 7 и 8 была потеряна верхняя ступень ракеты (известная как «Корабль»).
Во время 9-го полёта, в мае, корабль разрушился при входе в плотные слои атмосферы. Ситуация усугубилась взрывом другого прототипа во время наземных испытаний в июне, что вынудило SpaceX использовать новый корабль для сегодняшней миссии. Первая ступень ускорителя, Super Heavy, показала себя лучше: в предыдущих запусках её удалось «поймать» рычагами стартовой башни.
Однако во время 9-го полёта она также взорвалась при снижении над Мексиканским заливом. SpaceX изучила каждую аварию, перепроектировав такие компоненты, как диффузор топливного бака, и скорректировав угол снижения ускорителя, чтобы уменьшить структурные силы.
Амбициозная и успешная миссия
Цели «Рейса 10» были аналогичны целям предыдущей миссии, но на этот раз результаты оказались иными.
Сверхтяжёлый ускоритель идеально выполнил траекторию и совершил управляемую посадку в Мексиканском заливе примерно через семь минут после взлёта.
Разгонный блок, Ship, также отработал безупречно.
После отделения от ускорителя он вышел на суборбитальную траекторию и в ключевой момент успешно вывел на орбиту восемь спутников-муляжей Starlink, что не удалось сделать в трёх предыдущих попытках.
«Эти спутники находятся на той же суборбитальной траектории; они полностью сгорят в атмосфере», — пояснил представитель SpaceX Дэн Хуот во время трансляции.
Спустя 38 минут полета аппарат на короткое время запустил в космосе один из своих двигателей Raptor, что стало еще одним важным этапом для будущих эксплуатационных миссий, требующих орбитальных маневров.
Момент максимального напряжения наступил во время входа в атмосферу.
SpaceX намеренно сняла значительное количество тепловых плиток, чтобы протестировать альтернативные материалы и подвергнуть аппарат экстремальным нагрузкам. Во время спуска камеры зафиксировали отрыв части задней юбки аппарата.
«Это не то, что мы хотели увидеть, но мы всё ещё находимся на стадии входа в атмосферу», — признал Хуот.
Несмотря на видимые повреждения, Starship выстоял и сумел сделать последний запуск двигателя для контролируемого приводнения в Индийском океане через 66,5 минут после запуска, приземлившись прямо в том месте, где камера на буе ждала, чтобы запечатлеть этот момент.
«Мы обещали максимум удовольствия. Starship оправдал ожидания», — заключил Хуот, анализируя достигнутые результаты.
«Теперь пора проанализировать данные. Невероятно здорово, что сегодня мы достигли всех наших целей».