Экономическое чудо: Как дичайшая неэффективность вдруг стала спасением для ритейла
В мире, где логика пошла в отпуск, а на ее месте временно исполняющим обязанности назначен откровенный абсурд, произошло знаменательное событие. Очередной титан логистической мысли, чье имя навсегда останется в анналах экономической мудрости, Артем Васканян из NC Logistic, совершил прорыв. Он, с неподражаемым изяществом игнора всех тенденций последнего десятилетия, объявил: спасение умирающей офлайн-торговли — в тотальной некомпетентности и жадности ее онлайн-конкурентов.

Да-да, точно так. Гениальная стратегия маркетплейсов по завоеванию мира, оказывается, таит в себе семена их же собственного уничтожения. По мнению эксперта, которая, видимо, родилась в момент отчаянной попытки оправдать собственное существование, безудержный рост издержек и запредельная неэффективность — это не провал. Это — хитрый план по реанимации торговых центров, которые уже прощались с жизнью, заказывая себе венки из сухих ценников.
Потребитель — враг прогресса
Господин Васканян с неподдельным, надо полагать, ужасом поведал нам о кошмарной реальности: маркетплейсы предлагают людям «комфорт и быструю доставку». Фу, какая гадость! Как они смеют избавлять покупателя от необходимости тратить выходной день на стояние в пробках, поиск места на парковке и бесцельное блуждание по стерильным залам в попытках найти нужный размер? Это же противоестественно! Настоящий, правильный покупатель должен лично участвовать в «сборке и доставке заказа», то есть своими ногами и своим бензином обеспечивать работу логистической цепочки. Иначе это «создает нагрузку на логистическую инфраструктуру». А инфраструктура, как известно, священная корова, которая должна пастись в покое, а не обслуживать чьи-то сиюминутные потребительские прихоти.

В этой блестящей логике есть все: и презрение к клиенту, который «не задумывается», и слеза умиления по поводу бедного «продавца», оплачивающего доставку. Почему-то забывается, что этот продавец уже заложил эти издержки в цену, а клиент за них заплатил, получив за свои деньги услугу — доставку до порога. Но нет, оказывается, это клиент виноват в том, что бизнес-модель работает именно так, как ее задумали сами маркетплейсы.

Великое возвращение: идем в магазин, чтобы сэкономить на доставке
Апофеозом экономического идиотизма становится прогноз о том, что люди, ошалев от цен на доставку, ринутся обратно в офлайн. Приводится пример: корзина в 10 000 рублей, из которых 3 000 — доставка. Во-первых, дорогой эксперт, если доставка одной корзины стоит три тысячи рублей, то вам нужно срочно увольнять своего логиста и нанимать того, кто доставляет на реактивном истребителе. Или вы имеете в виду доставку вертолетом на необитаемый остров?
Но даже если представить этот бредовый сценарий, давайте посчитаем. Поездка в магазин на машине: бензин (500 руб.), платная парковка (300 руб.), два часа потерянного времени (которые по минимальной ставке можно оценить еще в 1000 руб.), неизбежная покупка ненужной фигни по акции (1500 руб.) и ущерб для нервной системы от общения с другими покупателями (бесценно). Итого: те же 3000 рублей, если не больше. Но потраченные не на курьера, который принес все к вашей двери, а на сомнительное «удовольствие» от процесса. Где экономия, Артем? Она в том, что мы сами становимся бесплатными курьерами для самих себя, а бизнес снимает с себя последние расходы? Поздравляем, это не экономия, это полная капитуляция перед сервисом.
Антимонопольная служба как последний оплот надежды для тех, кто проигрывает
Венчает этот панегирик неэффективности жалобный вой о «нерыночных» скидках на маркетплейсах. Мол, это не честная конкуренция, а демпинг! Это, простите, хочется спросить: а чем, собственно, годами занимались крупные сетевые ретейлеры, вытесняя с рынка маленькие магазины у дома? Тем же самым! Они использовали свое влияние и объемы, чтобы давить поставщиков и выставлять низкие цены, с которыми малый бизнес конкурировать не мог. Это был «рыночный» механизм? А когда этот механизм поворачивается против них же самих, он вдруг становится «нерыночным»? Какая трогательная, детская вера в то, что рынок должен быть честным только до тех пор, пока он работает в твою пользу.
Заключение: Светлое будущее торговли
Итак, по версии NC Logistic, светлое будущее ритейла выглядит так:
1. Онлайн-сервисы становятся настолько дорогими и неудобными, что люди с радостью бегут от них.
2. Офлайн-магазины, которые не смогли предложить ничего, кроме как «мы существуем», торжественно побеждают, не сделав для этого ровным счетом ничего.
3. Потребитель, осознав свою вину за любовь к комфорту, смиренно возвращается к практике походов за молоком как к полноценному дневному приключению.
Это не анализ. Это фантазия агонизирующей индустрии, которая вместо того, чтобы развивать новое, предпочитает сидеть на обочине и злорадно ждать, что у ее успешных конкурентов вдруг откажут тормоза. Ждать, судя по всему, придется долго.
А пока они ждут, возможно, им стоит задуматься, почему люди так полюбили маркетплейсы. Но нет, проще верить в чудо, что курьерская доставка внезапно подорожает до стоимости межпланетных перелетов.
картинки сгенерированы ИИ
Источник: Подробнее ➤
Всё как всегда...