Путешествие в "золотой век" от Вуди Аллена

Коллаж автора из фото с сайта КИНО-ТЕАТР.РУ
В этом году исполняется 90 лет одному из самых оригинальных режиссёров и сценаристов комедийных художественных фильмов. Российскому кинозрителю известны многие работы Вуди Аллена (Woody Allen), хотя некоторые из них и пришли намного позже, видимо, по причине несоответствия советским стандартам кинопроката. Правда, один его фильм всё-таки попал к советским кинозрителям легальным путём — это "Пурпурная роза Каира" ("The Purple Rose of Cairo") 1985 года. Всего у юбиляра в фильмографии около 60-ти кинофильмов, в которых он зачастую и режиссёр, и сценарист, и актёр. Родился будущий знаменитый кинодеятель в г. Нью-Йорке в еврейской семье выходцев из Литвы (по отцу) и из Австрии (по матери). Его имя по рождению Аллен Стюарт Конигсберг (Allan Stewart Konigsberg). Псевдоним Вуди Аллен (полностью Хейвуд Аллен) он себе взял ещё школьником, когда его шутки стали печататься в газетных колонках. После более чем 10 лет работы автором сценариев для телешоу Эда Салливана и других ТВ-программ, стендапером в клубе "Дуплекс" района Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, публикации юмористических рассказов в еженедельнике "The New Yorker" Хейвуд (Вуди) Аллен дебютировал в кино как автор сценария эксцентричной кинокомедии "Что нового, киска?" (1965). С этого момента началась его блистательная карьера в кинематографе параллельно с успешными постановками его пьес на Бродвее.

Коллаж автора из фото в свободном доступе
Из всего многообразия творчества Вуди Аллена более созвучна каналу "Мир глазами историка"комедийная кинокартина "Полночь в Париже" (2011). В этом романтическом кинопутешествии Аллен Х. и автор сценария, и режиссёр. С первых кадров фильма можно быть уверенным, что одной из задач автора влюбить зрителей в этот прекрасный город.




Виды Парижа из музыкальной заставки в начале фильма "Полночь в Париже" (2011)





Виды Парижа из музыкальной заставки в начале фильма "Полночь в Париже" (2011)
Есть версия, что Вуди Аллен вдохновился на создание кинокартины мемуарами знаменитого американского писателя Эрнеста Хемингуэя, изданными под названием "Праздник, который всегда с тобой" (1964). Книга повествует о жизни Хемингуэя Э. в г. Париже в 1921 - 1926 годы, добавляя портреты многих знаменитостей ХХ века.

Обложка первого издания книги "Праздник, который всегда с тобой" (1964). Фото с сайта "Википедия"
Сюжет фильма "Полночь в Париже" на первый взгляд довольно незамысловатый и в своей линии повторяет много раз использовавшееся клише с путешествием во времени. Главный герой отчасти для режиссёра и сценариста автобиографичен — автор сценариев для голливудской кинопродукции Джил (Гил) Пендер в исполнении Оуэна Уилсона мечтает о серьёзной литературной карьере и одновременно о переезде в г. Париж, куда он приехал как турист вместе с невестой и её родителями, весьма состоятельными людьми. Когда-то он побоялся решительно изменить свою жизнь и переместил тогдашнее намерение в несмелые мечтания. Мало того, его давняя любовь к Парижу имеет ещё 2 образа: этот город в 1920-е годы и во время дождя. Однако ни его невеста Ине
с (сыграла Рэйчел МакАдамс), ни её родители не понимают его устремлений, считая ребячеством на фоне его успешной карьеры киносценариста.

Инес (Рэйчел Макадамс) и Джил Пендер (Оуэн Уилсон). Скриншот кадра из фильма "Полночь в Париже" (2011)
И вот однажды он прогуливается в полночь по улицам французской столицы и получает приглашение прокатиться от пассажиров автомобиля его любимой эпохи. Этот автомобиль оказывается своеобразным порталом из 2010-х в 1920-е. Далее роль подобного портала, но уже предназначенного для путешествия из 1920-х в 1890-е, выполнит запряжённый парой лошадей экипаж. Гил Пендер в течение всего фильма оказывается в любимой им эпохе любимого им города несколько раз, каждый раз в полночь и каждый раз на одном и том же ретро автомобиле. Какой это именно год, героями фильма не озвучивается, но в первую полночь герой, очутившись на вечеринке в честь Жана Кокто, слушает в исполнении Коула Портера (сыграл в фильме Ив Хек) композицию "Let's do it", которую тот сочинил в 1928 для мюзикла "Париж".

Коул Портер на фото и в фильме "Полночь в Париже". Коллаж автора из фото на сайте "Википедия" и скриншотов кадров из фильма
На этой же вечеринке Гил Пендер встретил Скотта и Зельду Фицджеральд (актёры Том Хиддлстон и Элисон Пилл). Из этой литературной четы более известен Фрэнсис Скотт, автор экранизированного в Голливуде со звёздным составом "Великого Гэтсби". Фицджеральды жили в Европе, большей частью во Франции, с 1924 по 1937 годы. Здесь же у Зельды проявляется прогрессирующее помутнение рассудка, приведшее к шизофрении. В фильме это проявляется через резкие перемены в настроении героини Элисон Пилл и ярче всего через эпизод с попыткой самоубийства.

Скотт и Зельда Фицджеральды. Коллаж автора из фото на сайте "Википедия" и скриншотов кадров из фильма
Поскольку голливудский сценарист и возрождающийся писатель Джил Пендер сталкивается не столько с исторической реальностью, сколько со своими мечтами о "золотом веке" 1920-х, роль катализатора обретения им себя стала вымышленная героиня Адриана в исполнении звезды французского фильма "Такси" Марион Котийяр. Она же по сюжету бывшая любовница последовательно художников Амедео Модильяни, Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В фильме из всех троих представлен только последний в исполнении Марсьяля Ди Фонсо Бо.

Пабло Пикассо. Коллаж автора из фото на сайте "Википедия" и скриншотов кадров из фильма
Кстати, для датировки части сюжета, относящейся к 1920-м годам, может помочь фигурирующая в фильме картина Пикассо П. как портрет его любовницы Адрианы, которая после не вполне удачного путешествия с Хемингуэем Э. в Африку, влюбилась в главного героя кинофильма. Эта картина известна под названием "Купальщицы 4" и датирована 1928 годом.

Купальщицы 4, Пабло Пикассо, 1928. Фото с сайта Picasso
Ещё один персонаж из художественной жизни Парижа 1920-х годов — Гертруда Стайн в исполнении Кэти Бейтс, писательница, но широкой публике, пожалуй, более известная как критик, организатор и даже в определённой степени меценат. Несмотря на то, что происходила из еврейской семьи, всю Вторую мировую войну не покидала Франции. С её лёгкой руки в художественное творчество, а потом и в публицистику вошёл термин "потерянное поколение" о поколении молодых людей, прошедших поля сражений Первой мировой войны. С её же именем в около историческом дискурсе связана неподтверждённая версия о направлении в Нобелевский комитет заявки о присуждении премии мира Адольфу Гитлеру.

Гертруда Стайн. Коллаж автора из фото на сайте "Википедия" и скриншотов кадров из фильма
Это далеко не все интересные персонажи и отрывки сюжета с аллюзиями к истории культуры прошедшего столетия. Если будет возможность, разговор об этом продолжим в одной из последующих публикаций.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка"на площадке Дзен под заголовком "Путешествие в "золотой век" от Вуди Аллена".