Китай заработал целое состояние на Лабубу. Потом появились подделки.
На оживлённом рынке небольшого городка в китайской провинции Хэбэй лабубу больше не является желанным предметом коллекционирования, выставленным в витринах. Здесь с ними обращаются как с бататом или капустой, десятками сваливая в большие пластиковые пакеты или складывая в багажники автомобилей в ожидании продажи.
Это не настоящие Лабубу — куклы из Pop Mart, ставшие культовыми в последние месяцы, а «Лафуфу» — шутливое прозвище для серии подделок. Коллекционеры даже придумали забавные варианты, такие как «Лагого», «Лабаба» и «Лапупу».
В прошлом месяце Pop Mart сообщил о поразительном росте прибыли почти на 400% за первое полугодие. Несмотря на предупреждения из разных стран не покупать Lafufu, продажи тоже резко выросли, породив поток мемов, забавных клипов и видеоблогов с распаковкой.
Большинство этих «Лафуфу» производятся на небольших фабриках в китайских провинциях Гуандун и Хэбэй и продаются в больших количествах как на внутреннем рынке, так и за рубежом.
Власти США и Великобритании предупредили потребителей, что поддельные Лабубу изготовлены некачественно и могут содержать мелкие отделяющиеся части, такие как глаза, руки и ноги, которые представляют серьезную опасность удушья для маленьких детей.
Китайские власти также пытаются изъять их с рынка: с начала этого года было изъято более 1,8 млн кукол, предназначавшихся для экспорта.
Редакционная статья в государственных СМИ дала понять, почему власти Китая так обеспокоены ростом популярности Лафуфу.
Высоко оценивая Labubu как китайскую историю успеха, редакционная статья агентства «Синьхуа» заявила, что инновации в стране подрываются «безудержным распространением «подделок» и «копий». «Без строгой защиты интеллектуальной собственности не будет устойчивой конкурентоспособности инноваций», — говорится в статье.
Почему Лафуфу?
«Это самое милое и самое уродливое, что вы когда-либо видели», — сказала 50-летняя Даниэль Хоррес, мать-одиночка из Техаса, чья 11-летняя дочь недавно подарила ей на местном блошином рынке косоглазого Лафуфу со светящимися ушами за 20 долларов.
Семья Хоррес даже назвала своего Лафуфу «Гэри» — теперь он официально стал членом семьи. «Это полная ерунда, потому что мне 50 лет и у меня нет времени на игрушки», — смеётся она. «Но это просто милый маленький пушистый… знаете, кого он мне напоминает? Уродливых младенцев!»
Людей привлекают лафуфу по простым причинам: их уродливое, до умиления обаяние, их необычные особенности, такие как пение и танцы (чего нет даже у оригинала) и, пожалуй, самое главное, цена. Лафуфу обычно стоит всего в десять раз меньше официальной версии.
«Мне нравится искать поддельных, потому что они на самом деле делают то, чего не делают настоящие — поют и танцуют!» — сказал Хоррес.
По мнению Мао Мао, 29-летнего кондитера из китайской провинции Фуцзянь, ценность Labubu обусловлена исключительно шумихой вокруг бренда и тратить на него большие деньги — все равно что выбрасывать с трудом заработанные деньги на ветер.
«Я больше не могу мириться с завышенной ценой Лабубу. Изначально она стоила 99 юаней (13,80 долларов). Зачем мне платить сотни юаней сверх этой цены ради рекламы?» — сказала она. «Это всего лишь кукла».
На китайском сайте Pop Mart плюшевая подвеска Лабубу в коробке стоит 99 юаней, а обычные плюшевые куклы обычно стоят около 499 юаней (69,45 долларов), а более популярные фигурки стоят ещё дороже. На всех товарах указано «нет в наличии».
Цены на вторичном рынке пугают. Плюшевый кулон из скрытой серии, изначально стоивший 99 юаней, был продан за 1400 юаней (195 долларов США) на китайской платформе для покупателей Dewu. Новая серия, изначально стоившая 199 юаней (27,70 долларов США), была перепродана более чем за 2000 юаней (278 долларов США).
В США официальные розничные цены в среднем примерно в два раза выше, чем в Китае, что поддерживает устойчивый рынок подержанных фигурок Лабубу.
Хоррес понимает, почему многие пользователи социальных сетей следуют примеру знаменитостей, подвешивая фигурки Лабубу к сумкам Hermès Birkin, чтобы продемонстрировать свой статус и модность. Но для неё Лафуфу вернулся к сути куклы, к игрушке.
«Я не хочу быть частью тренда Birkin и Labubu; я хочу быть частью тренда Lafufu и Birkin из Walmart», — сказал Хоррес.
Один из производителей игрушек в Дунгуане (провинция Гуандун) сообщил CNN, что в июле, в период пикового спроса, он продал от 150 000 до 160 000 поддельных игрушек Labubu, получив прибыль до 2 миллионов юаней (278 000 долларов США).
«Многие фанаты просто не могли заполучить Лабубу, даже те, кто очень старался», — рассказал менеджер по продажам на фабрике, пожелавший остаться анонимным из-за деликатности своего бизнеса. «Поэтому они и обратились к Лафуфу».
Менеджер рассказал, что поддельные игрушки Лабубу, производимые на их фабрике, отправляются по всему Китаю, а также в Европу и Юго-Восточную Азию. Но большая часть продукции отправляется в США, на долю которых приходится более 40% экспорта фабрики.
Китай остается крупнейшим в мире источником контрафактной продукции, несмотря на то, что власти ужесточают судебное преследование.
По данным обзора рынка за 2024 год, опубликованного торговым представителем США, только в США контрафактные и пиратские товары из Китая составили 84% стоимости и 90% количества таких товаров, изъятых американскими чиновниками в 2023 году.
В прошлом году Верховная народная прокуратура Китая сообщила о привлечении к ответственности 21 404 человека за производство и продажу контрафактной и некачественной продукции. Однако поток подделок не собирается стихать.
На фабрике в Дунгуане производят не только «Лабубу», но и её вариант под названием «Лагого» — поющего и танцующего Лабубу со светящимися ушами, который продаётся всего за 18,8 юаня (около 2,60 доллара США). Ежемесячные продажи достигают 30 000–40 000 штук, сообщил менеджер по продажам.
Тем не менее, управляющий фабрикой провёл различие между ними. «Лагого, очевидно, не Лабубу. Но Лафуфу выглядит почти так же и это относится к интеллектуальной собственности, а это совсем другая история. Правительство борется с пиратством и уважает права бренда», — сказал он.
«Способ бунта»
Таможенные органы нескольких китайских аэропортов с июня изъяли десятки тысяч кукол «Лафуфу», предназначенных для экспорта. Таможенное управление заявило, что на этих куклах и упаковках без разрешения использовался логотип «Pop Mart», что считается нарушением прав компании на товарный знак.
По данным официальной газеты Национального управления интеллектуальной собственности Китая, опубликованным в начале июля, правительственные ведомства и местные органы регулирования рынка активизировали свои усилия по пресечению пиратского бизнеса, связанного с игрой «Лабубу».
Компания Pop Mart подала заявку на регистрацию товарного знака «Lafufu», как указано на корпоративной информационной платформе Qichacha , что рассматривается как защитная мера от потока копий.
На фоне ужесточения репрессий двое производителей лафуфу в Китае в начале июля сообщили CNN, что слышали об «арестах» их коллег, поэтому с тех пор они старались не привлекать к себе внимания.
По данным государственного издания Red Star News , 2 июля местные власти уничтожили уличный рынок в провинции Хэбэй, заполненный сумками с лафуфу.
Но пока есть такие покупатели, как Мао Мао, с деньгами, которые они могут потратить на симпатичных (пусть и не настоящих) Лабубу, рынок подделок может существовать еще долгое время.
«Сейчас подделки делают очень хорошо, некоторые стоят всего несколько десятков юаней и выглядят почти так же, с похожим качеством изготовления, так почему бы не купить более дешевые?»
Мао призналась, что устала от агрессивного маркетинга настоящих вещей.
«Покупка Лафуфу — это мой способ бунта».
Подделки везде не редкость.