Малёжина Дарья Олеговна
Малёжина Д.О. Подписчиков: 3316
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 10.3М

Чёрно-белое мышление: почему мы делим мир на «хорошее» и «плохое» (и к чему это приводит)

19 дочитываний
19 комментариев
Эта публикация уже заработала 4,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Чёрно-белое мышление: почему мы делим мир на «хорошее» и «плохое» (и к чему это приводит)

Иллюстрация: https://www.publicdomainpictures.net/en/view-image.php?image=61010&picture=checkered-black-and-white-image

Чёрно-белая интерпретация — когнитивное искажение, при котором мы видим ситуации, людей или себя только в крайностях: или идеально, или ужасно.

Например:

«Если я ошибся — значит, я просто неудачник».

«Он не пишет — значит, вообще не ценит меня».

«Если я не сделаю работу идеально, это будет провал».

Серые оттенки мы игнорируем, и в итоге жизнь превращается в качели между эйфорией и разочарованием.

В чём опасность?

Незначительная ошибка воспринимается как крах всех надежд.

Постоянно меняется восприятие людей – партнёр или коллега в один момент «лучший», а в другой — «ужасный».

Страх не быть «идеальным» мешает попробовать себя в чём-то новом.

Как распознать у себя чёрно-белое мышление?

Вы регулярно используете слова «всегда», «никогда», «идеально», «ужасно».

Ваша самооценка зависит от одной ситуации: успех = «я крутой», ошибка = «я никто».

В дискуссии вы с трудом признаёте, что может быть несколько верных точек зрения.

Как с этим быть?

Поймайте крайность: заметили «никогда/всегда» — спросите себя, действительно ли это так.

Добавьте серый оттенок: попробуйте назвать несколько промежуточных вариантов.

Разрешите себе быть неидеальным: крошечная ошибка ≠ полный провал.

Вывод:

Чёрно-белое мышление создаёт иллюзию ясности, но на самом деле порождает тревожность. Чем больше оттенков мы допускаем, тем легче дышать, общаться, принимать себя и других.

Источник: https://www.b17.ru/article/chto_takoe_chernobeloe_myshleniya/

19 комментариев
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 19
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
20.09.2025, 22:44
Москва

Использование категорий хорошо-плохо это способ обобщения опыта.

Мышление не может работать без такого рода шаблонов.

Хотя в некоторых случаях это не слишком правильно.

Например в профессиональной деятельности юристов.

https://proza.ru/2025/04/28/1255

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
21.09.2025, 14:09
Кисловодск

Чёрно-белое мышление создаёт иллюзию ясности, но на самом деле порождает тревожность. Чем больше оттенков мы допускаем, тем легче дышать, общаться, принимать себя и других. (Ваша цитата_)

Что тогда с ЗАКОНОМ - нашим основным ? Есть ясность в таком ( Законе) или есть иллюзия закона ?

Ложь - правда, белый - черный, включено - выключено, право - лево , верх - низ, 1 - 0 ... лично мне двух таких критериев достаточно, понять и принять для себя, человека .

+1 / 0
картой
Ответить
21.09.2025, 14:19
Зеленоград

Конечно, мир был бы идеален, если бы всё было только 1 или 0, черное или белое. Тогда нам не пришлось бы тратить силы на нюансы, эмоции, сомнения… и вообще — зачем нам богатство человеческого опыта, когда можно жить по бинарной логике?

Но знаете, забавный момент: именно в жизни двух критериев никогда не хватает. И закон, и мораль, и общение — всё сложнее, чем просто «включено/выключено». Так что лучше принимать оттенки.

+1 / 0
Ответить
21.09.2025, 14:49
Кисловодск

+Вам. Но не согласен...пример - меня предали и я дам ещё один шанс добить меня ... именно в жизни двух критериев никогда не хватает. (кусочек Вашей цитаты) По - Вашему - это так правильно ?

Работа или сделана или нет, борщ сварен или нет .... про жизнь только не надо, тут такой же критерий ----- черная полоса, белая полоса ( так в народе принято и говорят )

+1 / 0
Ответить
21.09.2025, 15:07
Зеленоград

Да, по-моему, именно так и правильно. Предательство — это не повод дать себя “добить”, а повод быть внимательнее, разбираться в людях и учиться отстаивать свои границы. Столкнувшись однажды с негативом, люди часто ожидают его снова, но жизнь куда разнообразнее: в ней хватает и доверия, и поддержки, если позволить себе это видеть.

Ах, да, борщ и жизнь — вещи одного порядка. Сварил суп — значит, разобрался в экзистенции. Главное, соли не пересыпать, а то ещё полоса не белая, а пересоленная получится.

0
Ответить
21.09.2025, 15:15
Кисловодск

Вас понял ! Вам спасибо ! Главное, соли не пересыпать, а то ещё полоса не белая, а пересоленная получится. (Ваша цитата) ... не белая - это точно !

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
21.09.2025, 15:17
Ульяновск

Работа может быть сделана плохо. А борщ может быть сварен, но не до конца.... 😉

+1 / 0
Ответить
21.09.2025, 15:49
Кисловодск

Всему есть - начало, всему есть - конец ! Я об таком говорю ... Хурург не доделал свою работу, операцию - такое возможно ? Если нет - есть объяснение такому ? Сварщик не доварил сварной шов, плавильщик не закончил плавку - завтра до конца доделаю - такое возможно ? Наполовину правда бывает ? Как такое назовётся ? Полуправда ?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
22.09.2025, 09:27
Ульяновск

Это смотря какой процесс. Возьмем к примеру процесс сварки трубы по диаметру. Если задание разбить на два этапа, то сварив половину диаметра можно сказать, что первый этап выполнен полностью. Это - 100% или 1. Но, если рассматривать процесс сварки всего диаметра, то можно сказать, что этот процесс не выполнен, то есть результат - 0.

Итак любой процесс можно разбивать на этапы и каждый этап оценивать по двоичной системе 1- 0 или белое - черное.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
22.09.2025, 09:29
Ульяновск

Давайте применим эту логику к работе юриста. Юрист работал, писал множество разных документов, взял с клиента деньги за работу и проиграл дело.... 😒

Чему равна его работа 1 или 0?.... 😉

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
22.09.2025, 09:47
Кисловодск

Ясли - это 1 или 0 , дет.сад - это 1 или 0, школа, армия, работа, пенсия - это всё единицы или нули ? Рождение - смерть - это уже 1 или 0 ? Всему есть - начало, всему есть - конец ! Если всё брать в целом, от начала и до конца ! Всё равно выходит только - ВКЛ. - ВЫКЛ.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
22.09.2025, 09:51
Ульяновск

Вы мыслите как инженер, изучавший математику. И это понятно.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
22.09.2025, 09:54
Ульяновск

В общем люди разные и мыслительный процесс у них в головах тоже протекает по разному. Кто-то мыслит двоичной системой, а кто-то вообще образами или просто чувствует.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
раскрыть ветку (2)
21.09.2025, 15:18
Ульяновск

Есть аналоговое мышление, а есть цифровое. В цифровом мышлении нет ничего кроме 0 и 1.

+1 / 0
Ответить
21.09.2025, 18:02
Кисловодск

Есть ещё кроме 0 и 1 ....

Сайт: habr.com

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
21.09.2025, 15:15
Ульяновск

Скорее это ошибки мышления. Неправильное обобщение, когда из единичного случая человек делает вывод о том, что все такие или все такое. А вообще мир довольно сложно устроен. Но каждый человек понимает мир таким каким он его воспринимает при помощи своих органов чувств. Как в притче о слоне и слепых. Слепые трогали хобот слона и каждый говорил о том, что это такое. И все говорили о хоботе разное.

+1 / 0
картой
Ответить
23.09.2025, 15:41
Зеленоград

Спасибо за мини-лекцию по эпистемологии! Надо будет попробовать потрогать ещё хвост слона.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
23.09.2025, 14:13
Санкт-Петербург

Черо - белое мышление признак либо солдата, либо идиота.

На войне это мышление необходимо: тут мы, там враги.

А в мирной жизни надо понимать, что существуют альтернативные точки зрения.

+1 / 0
картой
Ответить
23.09.2025, 15:40
Зеленоград

Поняла, черно-белое — для солдат и идиотов, серое — для мирной жизни.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (19)

Ты слишком чувствительный, чтобы жить по логике

видишь, что тебя недооценивают, что тебя используют, что тебя игнорируют. И всё равно болеешь. Всё равно держишься за то, что уже разрушено. Знаешь, что не твоя вина, но всё равно чувствуешь её.

Почему ты оправдываешь то, что ясно как день

Ты переводишь боль на язык логики, чтобы не признавать факты. Потому что очевидное слишком неприятно: тебя не выбирают, тебя игнорируют, И ты начинаешь работать переводчиком между реальностью и надеждой.

Прощать всё — не героизм

Ты думаешь, что великодушие измеряется тем, сколько оскорблений ты переживёшь. Ты веришь, что быть стойким — значит терпеть бесконечно. Но каждый раз, когда ты прощаешь зло без границ, оно остаётся внутри тебя.

Ты не обязан быть удобным, чтобы быть любимым

Ты не обязан подстраиваться, притворяться, угождать. Ты не обязан исчезать для себя, чтобы оставаться рядом. Любовь приходит не к тем, кто идеален в глазах других, а к тем, кто понимает и чувствует свои границы.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы