Мнение: региональные ВУЗы в России готовят рабов

фото: https://pxhere.com/ru/photo/646469?utm_content=shareClip&utm_medium=referral&utm_source=pxhere
«Провинциальные российские ВУЗы готовят рабов», - такое мнение я услышал от одного моего хорошего друга. Он всегда был одновременно политкорректным и прямолинейным в своих высказываниях. И эти две крайности как-то органично уживались в его манере излагать свои мысли.
На этот раз было не совсем понятно, что он имеет в виду. «Мы же учились с тобой в одном институте, в одной группе», - напомнил я ему. – «К нам это тоже относится?» «И да, и нет», - ответил он.
«С одной стороны, мы получали образование в рамках сложившейся системы. С другой стороны, - мы ведь оба сейчас работаем «не по специальности», прописанной в наших дипломах», - пояснил он. Хотя, справедливости ради, достаточно трудно представить наглядно, как должен в реальности выглядеть экономист по специальности «информационные системы»…))
«Вот, например, в нашем Волгограде есть несколько основных ВУЗов. «Пед», «Мед», «Политех», «Горхоз», да «Сельхоз»… И готовить они должны специалистов сугубо конкретного профиля! Педагогический – учителей для сельских школ. Медицинский – докторов для поликлиник. Политехнический – инженеров для местных промышленных предприятий. Институт городского хозяйства – строителей. А сельскохозяйственный – агрономов и механизаторов. Это если абстрагироваться от несущественных деталей. И ведь весь процесс обучения заточен именно на это! Все 5 лет студентам вбивают в голову эту мысль!»
Я задумался. В этом явно был смысл и рациональное зерно. Например, вспомнилось, как на первом курсе в «Педе» преподаватель нам говорил, что мы должны по окончании обучения пополнить ряды школьных учителей. А иначе нам тут делать нечего, ведь мы несправедливо занимаем чьё-то место! Тогда я счёл это чудачеством харизматичного преподавателя. Мне было всего 17 лет, и я вообще не представлял, кем хочу быть!
Был и ещё один эпизод, который я воспринял, как дань традициям и как пережиток прошлого. Уже будучи выпускниками с дипломами на руках, мы все получили в деканате письма. Нам предписывалось в течение ближайшего времени трудоустроиться учителями в школу, заполнить вложенный в письмо бланк и отправить в обратно институт с указанием места трудоустройства.
Помню, как наши друзья-коллеги из числа сельских на полном серьёзе рыдали, получив в деканате эти конверты. Ведь они собирались работать в других сферах, а тут это письмо. Что теперь делать? «Да это письмо не обязательно. Оно просто носит рекомендательный характер. Хоть выбрасывай», - успокаивали их мы. Но сельские всё равно были в шоке…
Формально советская система с обязательным распределением сегодня не действует. Только вот большинство вчерашних студентов становятся заложниками своих дипломов. И, например, учителю биологии и химии по факту логичнее и проще пойти работать в школу. Ведь его к этому готовили и агитировали 5 лет в институте. Или… Или иди работай не по диплому… Но это, условно, «грузчиком или таксистом»… Потому что доктором или инженером – не получится.
По факту это вовсе не открывает владельцу диплома «все двери». Открывает одну, с фиксированной зарплатой провинциального молодого специалиста. И с такими же фиксированными перспективами…
Все люди, которые добиваются большего, идут вопреки логики этой системы. Фактически, провинциальные ВУЗы выращивают винтики большой системы, одинаковые и стандартные…
Нет. Не может быть всё так беспросветно. Не все же идут одинаковым путём. Почему сразу – или учителем в школу, или грузчиком на склад? У лучших студентов всегда есть лучшие возможности!
В моём случае, например, такие возможности были. Я мог пойти учиться в аспирантуру. И в перспективе – остаться в институте, чтобы потом стать преподавателем… И только. И то – относительно. Ведь фактически аспирантура нужна для восполнения преподавательского состава, чтобы кто-то завтра готовил новые потоки школьных учителей.
Но идейно аспирантура – это ещё и наука. Аспирант пишет диссертацию, открывает что-то новое, исследует. Фактически – это молодой учёный, который должен что-то привнести в ту дисциплину, в рамках которой он учится в аспирантуре!
На деле этот компонент – формальность, которая никому не нужна. Я это чётко и ясно осознал на своём примере. Занимаясь ихтиологией, я быстро понял, что ни материально-технической базы, ни оснащения, ни даже целесообразности в этом нет никакой… Никому в Волгограде это не нужно… Что 25 лет назад, что сейчас…
Не случайно один очень умный человек, учитель физики в школе, где я учился, более 30 лет назад сказал потрясшую меня тогда фразу: «Настоящее высшее образование – в столицах. А у нас в Волгограде не ВУЗы, а ликбезы для сельской местности». Тогда нам, школьникам, это показалось весёлой шуткой, но сейчас всё воспринимается иначе.
Всё-таки, высказавшись о работе провинциальных российских ВУЗов, мой друг действительно – и прав, и не прав. «Рабы» - это всё-таки несколько иное. Но правда заключается в том, что дипломированные выпускники провинциальных ВУЗов, как правило, видят перед собой всего одну открытую дверь с весьма ограниченными и приземлёнными перспективами…
По материалам https://dzen.ru/a/aKTpjjsbRV_2FU1a
Не важно из какого ты вуза, важно кто твои папа или мама, и сколько вы готовы заплатить за хорошую работу. Кумовство процветает в РФ ещё со времен СССР и так будет всегда.
Странно, что кто-то думал по-другому.
До определённого возраста и момента люди склонны видеть всё в розовом свете. А ещё мечтать о будущем, переоценивая фактическую реальность...
именно так работает пропаганда, чтобы все были уверены в том, о чём говорят пропагандисты
"все выпускники ВУЗов захотят заниматься наукой"
Вы это серьёзно?)) Наука вообще интересна единицам, что 25 лет назад, что сейчас...
Желающие заняться наукой есть, но многих останавливают перспективы работать только за еду, поскольку даже накопить на первоначальный взнос по ипотеке будет практически невозможно, не говоря уже о том, чтобы содержать семью 😢
Все в столице жить не могут
Кто хочет, тот едет и бьется за место под солнцем в столице.
Но ведь автор вкладывал какой то другой смысл? Если не лень -поясните)
Хороший вопрос. Ведь вопрос касается не конкретно желания жить в столице, а возможностей построения будущего. Любопытна формулировка про место под солнцем. Солнце будет светить всем, причём на словам - всем одинаково. Но на деле... В реальности человек реально вынужден либо ехать в столицу за этим эфемерным будущим, либо оставаться в родной провинции, где формально солнце светит так же. Но в реальности перспективы обучения в местных вузах - это стать маленьким винтиком большой системы, причём сугубо фиксированной модели...
Но об этом ведь никто прямо не скажет!
То есть, как я поняла сожалеете о неиспользованных возможностях? Не нравится, что остались в провинции винтиком?
Вовсе нет. Моя статья - это просто размышления на тему, и не более того. В Москве и Питере я был. Не понравилось. Слишком большая движуха. Да и "винтиком" я не стал, ни по одной из полученных специальностей я так и не поработал... Жить с комфортом можно и в провинции, я из своего Волгограда не стремлюсь уезжать. И не потому, что не сложились упущенные возможности. Мне, например, в своё время очень понравилось подмосковное Пущино. Но это - та же провинция, только с другим климатом, который мне не подходит.))
😊