Засыпкин Константин Николаевич
Засыпкин К.Н. Подписчиков: 739
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.3М

Мнение: региональные ВУЗы в России готовят рабов

18 дочитываний
12 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Мнение: региональные ВУЗы в России готовят рабов

фото: https://pxhere.com/ru/photo/646469?utm_content=shareClip&utm_medium=referral&utm_source=pxhere


«Провинциальные российские ВУЗы готовят рабов», - такое мнение я услышал от одного моего хорошего друга. Он всегда был одновременно политкорректным и прямолинейным в своих высказываниях. И эти две крайности как-то органично уживались в его манере излагать свои мысли.

На этот раз было не совсем понятно, что он имеет в виду. «Мы же учились с тобой в одном институте, в одной группе», - напомнил я ему. – «К нам это тоже относится?» «И да, и нет», - ответил он.

«С одной стороны, мы получали образование в рамках сложившейся системы. С другой стороны, - мы ведь оба сейчас работаем «не по специальности», прописанной в наших дипломах», - пояснил он. Хотя, справедливости ради, достаточно трудно представить наглядно, как должен в реальности выглядеть экономист по специальности «информационные системы»…))

«Вот, например, в нашем Волгограде есть несколько основных ВУЗов. «Пед», «Мед», «Политех», «Горхоз», да «Сельхоз»… И готовить они должны специалистов сугубо конкретного профиля! Педагогический – учителей для сельских школ. Медицинский – докторов для поликлиник. Политехнический – инженеров для местных промышленных предприятий. Институт городского хозяйства – строителей. А сельскохозяйственный – агрономов и механизаторов. Это если абстрагироваться от несущественных деталей. И ведь весь процесс обучения заточен именно на это! Все 5 лет студентам вбивают в голову эту мысль!»

Я задумался. В этом явно был смысл и рациональное зерно. Например, вспомнилось, как на первом курсе в «Педе» преподаватель нам говорил, что мы должны по окончании обучения пополнить ряды школьных учителей. А иначе нам тут делать нечего, ведь мы несправедливо занимаем чьё-то место! Тогда я счёл это чудачеством харизматичного преподавателя. Мне было всего 17 лет, и я вообще не представлял, кем хочу быть!

Был и ещё один эпизод, который я воспринял, как дань традициям и как пережиток прошлого. Уже будучи выпускниками с дипломами на руках, мы все получили в деканате письма. Нам предписывалось в течение ближайшего времени трудоустроиться учителями в школу, заполнить вложенный в письмо бланк и отправить в обратно институт с указанием места трудоустройства.

Помню, как наши друзья-коллеги из числа сельских на полном серьёзе рыдали, получив в деканате эти конверты. Ведь они собирались работать в других сферах, а тут это письмо. Что теперь делать? «Да это письмо не обязательно. Оно просто носит рекомендательный характер. Хоть выбрасывай», - успокаивали их мы. Но сельские всё равно были в шоке…

Формально советская система с обязательным распределением сегодня не действует. Только вот большинство вчерашних студентов становятся заложниками своих дипломов. И, например, учителю биологии и химии по факту логичнее и проще пойти работать в школу. Ведь его к этому готовили и агитировали 5 лет в институте. Или… Или иди работай не по диплому… Но это, условно, «грузчиком или таксистом»… Потому что доктором или инженером – не получится.

По факту это вовсе не открывает владельцу диплома «все двери». Открывает одну, с фиксированной зарплатой провинциального молодого специалиста. И с такими же фиксированными перспективами…

Все люди, которые добиваются большего, идут вопреки логики этой системы. Фактически, провинциальные ВУЗы выращивают винтики большой системы, одинаковые и стандартные…

Нет. Не может быть всё так беспросветно. Не все же идут одинаковым путём. Почему сразу – или учителем в школу, или грузчиком на склад? У лучших студентов всегда есть лучшие возможности!

В моём случае, например, такие возможности были. Я мог пойти учиться в аспирантуру. И в перспективе – остаться в институте, чтобы потом стать преподавателем… И только. И то – относительно. Ведь фактически аспирантура нужна для восполнения преподавательского состава, чтобы кто-то завтра готовил новые потоки школьных учителей.

Но идейно аспирантура – это ещё и наука. Аспирант пишет диссертацию, открывает что-то новое, исследует. Фактически – это молодой учёный, который должен что-то привнести в ту дисциплину, в рамках которой он учится в аспирантуре!

На деле этот компонент – формальность, которая никому не нужна. Я это чётко и ясно осознал на своём примере. Занимаясь ихтиологией, я быстро понял, что ни материально-технической базы, ни оснащения, ни даже целесообразности в этом нет никакой… Никому в Волгограде это не нужно… Что 25 лет назад, что сейчас…

Не случайно один очень умный человек, учитель физики в школе, где я учился, более 30 лет назад сказал потрясшую меня тогда фразу: «Настоящее высшее образование – в столицах. А у нас в Волгограде не ВУЗы, а ликбезы для сельской местности». Тогда нам, школьникам, это показалось весёлой шуткой, но сейчас всё воспринимается иначе.

Всё-таки, высказавшись о работе провинциальных российских ВУЗов, мой друг действительно – и прав, и не прав. «Рабы» - это всё-таки несколько иное. Но правда заключается в том, что дипломированные выпускники провинциальных ВУЗов, как правило, видят перед собой всего одну открытую дверь с весьма ограниченными и приземлёнными перспективами…

По материалам https://dzen.ru/a/aKTpjjsbRV_2FU1a

12 комментариев
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 12
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Не важно из какого ты вуза, важно кто твои папа или мама, и сколько вы готовы заплатить за хорошую работу. Кумовство процветает в РФ ещё со времен СССР и так будет всегда.

раскрыть ветку (0)
24.09.2025, 10:07
Санкт-Петербург

Вот, например, в нашем Волгограде есть несколько основных ВУЗов. «Пед», «Мед», «Политех», «Горхоз», да «Сельхоз»… И готовить они должны специалистов сугубо конкретного профиля! Педагогический – учителей для сельских школ. Медицинский – докторов для поликлиник. Политехнический – инженеров для местных промышленных предприятий. Институт городского хозяйства – строителей. А сельскохозяйственный – агрономов и механизаторов.

Странно, что кто-то думал по-другому.

0
картой
Ответить

До определённого возраста и момента люди склонны видеть всё в розовом свете. А ещё мечтать о будущем, переоценивая фактическую реальность...

+1 / 0
Ответить

Засыпкин Константин НиколаевичПишет 24.09.2025 в 13:41
До определённого возраста и момента люди склонны видеть всё в розовом свете. А ещё мечтать о будущем, переоценивая фактическую реальность...

именно так работает пропаганда, чтобы все были уверены в том, о чём говорят пропагандисты

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
24.09.2025, 10:15
Санкт-Петербург

Занимаясь ихтиологией, я быстро понял, что ни материально-технической базы, ни оснащения, ни даже целесообразности в этом нет никакой…
это, конечно, плохо. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Стране нужно определенное колическтво квалифицированных специалистов в разных сферах. А если все выпускники ВУЗов захотят заниматься наукой, то кто же будет работать?

0
картой
Ответить

"все выпускники ВУЗов захотят заниматься наукой"

Вы это серьёзно?)) Наука вообще интересна единицам, что 25 лет назад, что сейчас...

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Желающие заняться наукой есть, но многих останавливают перспективы работать только за еду, поскольку даже накопить на первоначальный взнос по ипотеке будет практически невозможно, не говоря уже о том, чтобы содержать семью 😢

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Все в столице жить не могут

Кто хочет, тот едет и бьется за место под солнцем в столице.

Но ведь автор вкладывал какой то другой смысл? Если не лень -поясните)

0
картой
Ответить

Хороший вопрос. Ведь вопрос касается не конкретно желания жить в столице, а возможностей построения будущего. Любопытна формулировка про место под солнцем. Солнце будет светить всем, причём на словам - всем одинаково. Но на деле... В реальности человек реально вынужден либо ехать в столицу за этим эфемерным будущим, либо оставаться в родной провинции, где формально солнце светит так же. Но в реальности перспективы обучения в местных вузах - это стать маленьким винтиком большой системы, причём сугубо фиксированной модели...

Но об этом ведь никто прямо не скажет!

0
Ответить

То есть, как я поняла сожалеете о неиспользованных возможностях? Не нравится, что остались в провинции винтиком?

0
Ответить

Вовсе нет. Моя статья - это просто размышления на тему, и не более того. В Москве и Питере я был. Не понравилось. Слишком большая движуха. Да и "винтиком" я не стал, ни по одной из полученных специальностей я так и не поработал... Жить с комфортом можно и в провинции, я из своего Волгограда не стремлюсь уезжать. И не потому, что не сложились упущенные возможности. Мне, например, в своё время очень понравилось подмосковное Пущино. Но это - та же провинция, только с другим климатом, который мне не подходит.))

0
Ответить

😊

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (12)

Гладков предложил запретить поступление в вузы подросткам, критикующим власть и церковь

В сегодняшние беспокойные времена подростки ведут себя ещё более беспокойно. Попадая в Сети под влияние нехороших людей, они не только пишут всё, что хотят, но даже совершают неблаговидные поступки,...
04:21
Поделитесь этим видео

Обучение в колледже при ВУЗе

Здравствуйте. Я сейчас учусь в медицинском колледже на очно-заочной форме, хочу параллельно получить высшее. Но так как не успеваю с ЕГЭ в этом году, то думаю насчёт колледжа при университете.

Китайская провинция Гуйчжоу - очень красивое место с великолепными горными пейзажами

Фермеры выращивают рис прямо на горных склонах, а весной тут расцветают тысячи сакур одновременно. Увидеть такую красоту своими глазами - мечта многих путешественников!
00:06
Поделитесь этим видео