Айтишникам повышают налоги и частично лишают льгот

Глава Минцифры Максут Шадаев в своём официальном Telegram-канале сообщил, что правительство намерено повысить налоговую нагрузку на IT-отрасль. По его словам, начиная с 2026 года страховые взносы для компаний из этой сферы увеличатся с нынешних 7,6% до 15% от фонда оплаты труда в пределах базы в ₽2,76 млн. Также планируется отмена освобождения от НДС при покупке софта из Реестра отечественного программного обеспечения. Министр пояснил, что эти шаги связаны с ограниченными возможностями бюджета.
Господин Шадаев отметил, что для многих представителей IT-бизнеса такие изменения стали неожиданностью, и посоветовал оперативно пересмотреть стратегии развития. Он напомнил, что государство долгое время расширяло поддержку цифровой отрасли, но сейчас условия изменились - вводится повышение НДС и отмена ряда льгот для малого предпринимательства, работающего в IT-секторе. В то же время министр выразил уверенность, что накопленный потенциал позволит IT-компаниям продолжать устойчивое развитие.
Несмотря на ужесточение правил игры, часть льгот для игроков IT-рынка всё же сохранится. Их тарифы по страховым взносам всё ещё будут примерно вдвое ниже, чем у других сфер экономики. Кроме того, остаются налоговые послабления по прибыли, региональная льготная ипотека и отсрочка от армии для сотрудников.
Напомним, система поддержки IT-компаний была запущена в 2020 году: тогда налог на прибыль сократили с 20% до 3%, а страховые взносы - с 14% до 7,6%. В 2022-м, на фоне санкционного давления, государство временно обнулило налог на прибыль и отменило НДС для разработчиков. Но с 2025 года компании уже перешли на повышенную ставку налога на прибыль - 5%.
Повышение налогов происходит на фоне растущего дефицита бюджета. Согласно проекту финансового плана на 2026-2028 годы, только в 2026-м дыра в бюджете достигнет ₽3,786 трлн или 1,6% ВВП. Это заметно превышает изначальные прогнозы в ₽2,181 трлн. Ключевой статьёй расходов остаются оборонные нужды: на них и на безопасность в 2026 году планируется направить ₽16,84 трлн, или 38% федеральных расходов. Вдобавок с 2026 года предлагается поднять НДС до 22%, в то время как министр финансов Антон Силуанов ранее обещал не повышать налоги. Как видно, глава Минфина своего обещания не сдержал. Поговорка "Соврёт - недорого возьмёт" оказалась не про Силуанова. Он как раз-таки соврёт, но дорого возьмёт. Чего он и делает с успехом. Помимо налоговых поступлений предполагаются поступления от штрафов и санкций на рекордном уровне, около ₽936 млрд.
Что касается IT-сектора, то в случае с ним ситуация иная, это не повышение налогов в классическом его понимании, а частичная отмена льгот, введённых в 2020 году с целью стимулирования развития отечественных технологических компаний.
Прямая оплата НДС в бюджет покупателем с кассы продавца.
Совершая покупки, каждый из нас сталкивается с необходимостью уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). На сегодняшний день предусмотрено, что продавец, будь то организация или индивидуальный предприниматель, должен перечислять собранный НДС в бюджет. Это создает определенные сложности и дополнительные риски, как для продавцов, так и для покупателей.
Я считаю, что покупатели, которые фактически вносят НДС как часть стоимости товаров или услуг, также должны иметь возможность оплачивать этот налог напрямую в бюджет, минуя посредничество продавца. Это повысит прозрачность налогового процесса, упростит контроль за уплатой НДС и снизит бюрократическую нагрузку на малый и средний бизнес.
Значительная доля мошеннических операций и налоговых нарушений связана с манипуляциями при передаче НДС. Возможность прямой уплаты налога покупателем уменьшит вероятность таких злоупотреблений и приведет к более честной системе налогообложения.
Предлагаю помимо автоматизации учёта НДС с помощью интеграции кассового оборудования в учётную систему Продавца программно добавить возможность оплаты суммы НДС непосредственно в бюджет.
Фактическая оплата НДС будет непосредственно осуществляться покупателем без передачи этой функции продавцу.
В настоящее время законодательно закреплено:,Обязанность перечислить НДС в бюджет лежит на продавце — компании или ИП, который реализует товары, работы или услуги. Это закреплено, в частности, в статье 168 НК РФ, которая определяет сумму налога, предъявляемую продавцом покупателю.,
Некоторые преимущества такого подхода:
Мгновенная передача данных ПРОДАВЦУ для учета и одновременная оплата НДС. Данные о продажах, чеках и НДС передаются из кассы напрямую в учётную систему, что исключает ручной ввод и сокращает риск ошибок.
Автоматический расчёт и распределение НДС. Система сама учитывает ставку НДС для каждого товара или услуги, распределяет сумму по категориям и формирует данные для налоговой декларации. Сверка данных в режиме реального времени.
Система проверяет соответствие между суммами НДС в чеках и данными, переданными в ФНС, что позволяет сразу выявить и исправить расхождения.
Упрощение подготовки отчётности. Можно автоматически формировать сверки, декларации и книги покупок и продаж, без необходимости вручную собирать данные с кассовых чеков. Снижение риска штрафов.
Своевременная и фактическим мгновенная оплата НДС и точная передача данных позволяет избежать претензий со стороны налоговой, ошибки фиксируются и исправляются ещё до отправки отчётности.
Бюджет недополучил в 2022 году 2,5 трлн рублей по налогам.
Во-первых, сложная геополитическая ситуация и экономическая ситуация, которая развивается вследствие нее, дают свои плоды, и сейчас очень много компаний находятся в кризисном состоянии. В связи с этим есть риски неуплаты налогов. Кроме того, первая причина связана с тем, что многие контрагенты, особенно иностранные компании, сейчас очень долго погашают свои задолженности. Как известно, налогоплательщики, особенно крупные, работают по методу, который основан не на получении денежных средств, это кассовый метод, а по методу реализации, и вынуждены выплачивать налоги даже тех отгрузок, например товаров, работ и услуг, по которым они не получили денежные средства. Возникающая задолженность от контрагентов не дает возможности уплатить налоги.
Кроме того проблема возникает там, где рождается высокая добавленная стоимость, не обслуживаемая вычетами по НДС. Например, у бизнеса большие затраты на труд, и когда составляющая труда ложится в выручку, сразу получается огромный рост налога
Такая диспропорция ведет к рискам, потому что у налогоплательщика появляется дисбаланс в существовании с более мелкими бизнесами.
Представляете, что такое конкурировать с теми, кто на «упрощенке», в системе плюс 20% налога? И это не просто плюс 20%, это еще и налог на прибыль. Конкурировать с разными уровнями налоговой нейтральности очень сложно. Это факт, который абсолютно всем понятен.
Практический результат
Автоматизация уплаты НДС с кассового аппарата и методу, основанном на получении денежных средств по методу реализации в бюджет повысит прозрачность налогового процесса, упростит контроль за уплатой НДС и снизит бюрократическую нагрузку на малый и средний бизнес.
Значительная доля мошеннических операций и налоговых нарушений связана с манипуляциями при передаче НДС. Возможность прямой уплаты налога покупателем уменьшит вероятность таких злоупотреблений и приведет к более честной системе налогообложения.
Дополнительные материалы
Решение
Предлагаю помимо автоматизации учёта НДС с помощью интеграции кассового оборудования в учётную систему Продавца программно добавить возможность оплаты суммы НДС непосредственно в бюджет.
Фактическая оплата НДС будет непосредственно осуществляться покупателем без передачи этой функции продавцу.
Налогоплательщики, особенно крупные, работают по методу, который основан не на получении денежных средств, это кассовый метод, а по методу реализации, и вынуждены выплачивать налоги даже тех отгрузок, например товаров, работ и услуг, по которым они не получили денежные средства. Возникающая задолженность от контрагентов не дает возможности уплатить налоги. В этом случае также ответственность за задержку оплаты НДС перед ФНС лежит на покупателе, который оплачивает НДС непосредственно в бюджет, а не продавцу товаров, работ и услуг.
Рассмотреть варианты решения проблемы плавного перехода из специальных налоговых режимов в общую систему налогообложения.
А возмещать оплаченный НДС они из чего будут? Или его тоже будут оплачивать на прямую, как конечные покупатели? Это как? В этом случае, они его оплачивать будут, а получать нет. И да, раньше можно было оплачивать не по отгрузке, а по получению выручки, затем эту систему учёта убрали, оставив только по отгрузке, очередной беспредел в налоговой сфере
Физическим лицам, которые приобретают товары в розничной торговле для личного потребления, возместить НДС нельзя. Они уплачивают налог в цене товара и не имеют права на налоговый вычет.
glavbukh.ru. Точно также должно быть и для организаций! При этом НДС должен быть в пределах 5-10 процентов! 😀
Вообще то я и писал про продавцов, а не про покупателей, когда говорил о возмещении
Законодательно закреплена несправедливость по отношению к конечному потребителю товаров, работ и услуг, фактически именно он оплачивает НДС всех участников производственной цепочки, что ярко видно из приведенного выше рисунка.
Предлагаю помимо автоматизации учёта НДС с помощью интеграции кассового оборудования в учётную систему Продавца программно добавить возможность оплаты суммы НДС непосредственно в бюджет. Это уменьшит бремя налоговой нагрузки для покупателя и одновременно приведет к снижению цен. Возврат не планируется вообще.