«Никто на земле не понимает, почему это работает или не работает»
«Никто на земле не понимает, почему это работает или не работает»
Засев облаков был открыт случайно в 1940-х годах. Учёный компании General Electric поместил сухой лёд — твёрдый диоксид углерода — в морозильную камеру. В задымлённом, переохлаждённом контейнере внутри миниатюрного облака образовались кристаллы льда, из которых выросли крошечные снежинки.
В воздухе вокруг нас присутствуют следы воды. Когда тёплый влажный воздух поднимается, он охлаждается и превращается в парообразные образования, известные нам как облака. Однако исследователи обнаружили, что для этого требуется определённая поддержка, чтобы эта естественная влага конденсировалась в капли дождя, града или снега. Проще говоря, молекулы воды предпочитают что-то, за что можно удержаться – за семя.
Эту функцию могут выполнять несколько типов твёрдых частиц. Существуют естественные затравители — например, пыль, переносимая в тропосферу, или миазматический запах аммиачного газа, исходящий от помёта пингвинов в антарктических колониях, над которыми исследователи наблюдали повышенную облачность. Существуют и неестественные факторы, например, слоисто-кучевые следы над судоходными путями, образующиеся из-за загрязнения двигателями.
Похоже, обычная соль работает. В ходе первых экспериментов пилоты выбрасывали её из иллюминаторов самолётов. Сухой лёд также оказался эффективным вне лаборатории. Дейл Робертс, американец, летавший на задания на Среднем Западе в 2014 году, вспоминает, как бросал горсти соли в грозовое облако, одно из трёх в этом районе. «К тому времени, как я обернулся, через две минуты, из этого облака лил проливной дождь, а из двух других — нет».

С тех пор, как в морозильнике GE появились снежинки, учёные продолжали экспериментировать с различными методами засева, финансируемыми теми, кто стремился использовать погоду в своих целях. Армия США пыталась использовать засев облаков, чтобы смыть вражеские линии снабжения во время войны во Вьетнаме. Сегодня Индонезия использует его, чтобы попытаться очистить затопленные городские районы от облаков. Индия использует его для борьбы с засухой. Американские горнолыжные курорты используют его для посыпки склонов свежим снегом. Перед летними Олимпийскими играми 2008 года в Пекине 32 000 человек работали над программой , в рамках которой самолёты и ракеты запускали снаряды, начинённые кристаллами йодида серебра, чтобы вызвать дождь из приближающихся облаков до того, как они достигнут стадиона. По счастливой случайности или по замыслу, церемония открытия прошла всухую.
Даже после десятилетий исследований подобные методы остаются спорными в научном сообществе, что признаётся в информационном бюллетене Всемирной метеорологической организации (ВМО). Важный принцип засева облаков заключается в том, что он не может увеличить количество влаги в воздухе, создавая нечто из ничего. Чистое голубое небо останется чистым и синим, сколько бы йодида серебра ни распылялось. Засев может лишь увеличить количество воды, выпадающей из облаков, подобно сжатию губки.
И его эффективность до сих пор вызывает споры. Согласно отчёту ВМО, в некоторых испытаниях сообщалось об увеличении количества осадков, но другие дали «нестабильные» результаты. Оценки количества дополнительных осадков, вызванных засевом, варьируются в широких пределах: от практически нулевого значения до 45%. Проблема отчасти заключается в том, что каждое облако и каждый ливень уникальны, поэтому сложно определить, сколько осадков выпало бы в любом случае. Метеорологи вынуждены полагаться на статистические модели или наблюдать за экспериментами в миниатюре, в лабораторных камерах Вильсона.
ВМО заявляет, что «не поощряет и не препятствует практике воздействия на погоду». Вместо этого организация призывает исследователей использовать надёжные научные методы и внимательно следить за «потенциальными последствиями для окружающей среды и здоровья человека», как преднамеренными, так и непреднамеренными.
Стивен Броккардо, инженер НАСА, работавший с ОАЭ 20 лет назад, когда эта программа только начиналась, говорит, что управление погодой — это глобальная индустрия, в которой есть сторонники и противники, честные учёные и продавцы волшебного снадобья. О засеве облаков он говорит: «Никто на Земле не понимает, почему это работает или не работает».
То, что развивалось над ОАЭ, известно как мезомасштабная конвективная система, в которой множество отдельных гроз сливаются в единую бурлящую массу. Эта гроза была размером примерно с Францию. Ночью 15 апреля она продемонстрировала свою мощь. Метеолокатор засветился яркими оттенками, показывающими плотность дождя.
В 4 часа утра 16 апреля погода изменилась: облачность сместилась на северо-восток, от ОАЭ в сторону Ирана. Но над Персидским заливом, к западу от Дубая, формировался другой фронт. Борт UAF836 вернулся в воздух в 8:45 утра, пролетев над островом Пальма Джумейра, а затем направился на юг в направлении международного аэропорта Аль-Мактум. (Данные мультилатерации не показывают, зажигал ли самолет сигнальные ракеты.) Из-за проливного дождя видимость в районе Абу-Хайль в Дубае сократилась до нескольких футов. Жители района Аль-Файя, расположенного в 50 километрах к востоку, рассказали Khaleej Times, что утреннее небо стало темным, как ночь, с непрерывными громами и молниями.
Практически вся страна была окутана плотным облаком, которое с большой высоты извергало влагу. Dubai Parks & Resorts , сеть из трёх тематических парков, объявила о закрытии на день. Станция метро Onpassive начала заполняться водой. Затоплен глэмпинг-курорт, что вынудило спасать четырёх российских туристов. Власти попросили жителей оставаться дома и оставлять машины на возвышенностях. Не испугавшись, некоторые представители иммигрантской общины Дубая закатали штаны и пробирались по щиколотку сквозь воду, чтобы добраться до работы уборщиками, строителями или водителями доставки.

Импорт рабочей силы также помог ОАЭ стать мировым лидером в области технологий воздействия на погоду. Шейх Заид бин Султан Аль Нахайян , почитаемый как отец эмиратской нации, мечтал об озеленении пустыни и поддерживал засев облаков до своей смерти в 2004 году; он понимал, что мощь страны зависит от ее способности обеспечивать себя пресной водой. Программа ОАЭ началась всерьез в 2000 году, когда страна объединилась с Национальным центром атмосферных исследований США для исследовательского проекта в Персидском заливе. NASA предложило свой опыт несколько лет спустя. Многие из первых пилотов и метеорологов были набраны из Южной Африки, где местная метеорологическая служба экспериментировала с гигроскопическими солевыми факелами, устанавливаемыми на самолеты.
Полёты в грозовых облаках – занятие не для слабонервных. Видимость может падать практически до нуля. Пилотам приходится маневрировать, учитывая молнию, гололёд или град, а иногда и всё сразу. Один лётчик, работавший с программой ОАЭ в первые годы её существования, сравнивает эти ощущения с беготнёй по гостиничному номеру во время отключения электроэнергии, только с риском смерти вместо ушибов голеней. «Это захватывающе», – говорит он. (Все бывшие сотрудники и подрядчики, опрошенные для этой статьи, попросили не называть их имен, ссылаясь на соглашения о конфиденциальности и страх преследования.)
Другой пилот вспоминает, как его выплюнуло из облака вверх ногами. Воздушные потоки могут за считанные секунды поднять или опустить самолёт на несколько тысяч футов. Когда за окном кабины видны только проливной дождь и серая мгла, единственный способ определить своё местонахождение — это вращающаяся стрелка высотомера и ощущение спазмов в животе.
Штормы в Персидском заливе случаются нечасто, но очень сильны. Они быстро возникают и исчезают, особенно летом, требуя быстрого реагирования для их засева. После того, как ОАЭ, начиная примерно с 2003 года, перевели свою программу на собственные нужды, метеорологическое агентство разместило в аэропорту Эль-Айна, недалеко от гор Хаджар, эскадрилью модифицированных самолётов Beechcraft King Air со сменным экипажем пилотов, готовых подняться в воздух по 30-минутному уведомлению. Со временем этот процесс стал практически автоматическим — видите облако; засеваете облако. «Если вы подождёте, пока оно не засеется, оно исчезнет», — говорит бывший пилот.
Что необычно, учитывая, что это увеличивало риск аварий, эмиратцы также целились в облака ночью. Однажды вечером 2018 года пилот запустил сигнальные ракеты над Лувром Абу-Даби. Он видел подсвеченный купол здания, готовившегося к концерту Дуа Липы. Позже концерт был отменён из-за плохой погоды. По словам одного из работавших там в то время, пилоты шутили, что испортили вечер поп-звезде.
К 2017 году Национальный совет по климатологии распылял так много посевного материала, что учёные обнаружили значительное увеличение количества микроскопических частиц йодида серебра на 20 станциях мониторинга качества воздуха по всей стране. Несколько лет спустя агентство начало использовать экспериментальные титановые наночастицы для покрытия солевых кристаллов. Утверждалось, что эта комбинация обладает гидрофильными (притягивает воду) и гигроскопичными (впитывает воду) свойствами, что повышает эффективность посевного материала. По состоянию на 2024 год Национальный совет по климатологии совершал до 300 вылетов в год, по несколько раз в день во время летних штормов, приносящих наибольшее количество осадков.
Потребность ОАЭ в воде растёт с каждым годом, делая каждую каплю ценной. Большая часть воды поступает с опреснительных установок, которые выпаривают соль из морской воды – дорогостоящий и энергоёмкий процесс. В сравнении с этим, воздействие на погоду выглядит дёшево. По оценкам Национального совета министров, один доллар, потраченный на засев облаков, даёт тот же объём воды, что и 25 долларов, потраченных на эксплуатацию установок.
Вскоре после полудня 16 апреля шторм ненадолго ослабил свою хватку над Дубаем. Бурдж-Халифа, самое высокое здание в мире высотой в полмили, дерзко пронзила тонкий слой облаков. Но в 15:00 шторм возобновился с появлением фронта странной формы, который пользователи социальных сетей сравнивали с космическим кораблём.

Вероятно, это было то, что метеорологи называют «аркусом» – кольцевым образованием, образованным холодным воздухом, падающим с вершины грозовой тучи, похожей на наковальню, а затем закручивающимся обратно вверх от основания. В зеленоватом или желтоватом оттенке не было ничего необычного – просто игра света при преломлении солнечных лучей во влажном воздухе, – но он действительно свидетельствовал о действии взрывных сил. Последовавший за этим потоп не был похож ни на что, что видели даже те, кто жил всю жизнь.
Как только облачная капля достигает размера 10–20 микрон (0,01–0,02 миллиметра), она перестаёт подниматься и начинает падать. Падая, она сталкивается с десятками тысяч других капелек, вызывая цепную реакцию, которая в более высоких облаках может привести к выбросу колоссального количества жидкости. В среднем гроза содержит 1 миллион тонн воды, чего хватило бы для заполнения 400 олимпийских бассейнов.
В некоторых районах Дубая уровень воды поднялся сначала по колено, а затем и по пояс. На шоссе шейха Заеда, главной транспортной артерии города, на протяжении двух километров образовался пробочный затор.
Около 16:45 репортер Bloomberg News взял интервью у Ахмеда Хабиба, метеоролога Национального совета министров, для материала о наводнениях . Центр, по его словам, проводил миссии по засеиванию весь день, и в понедельник тоже. Он насчитал семь операций за этот период, что означает, что самолёт UAF836 был не единственным в воздухе. Он сказал, что следует атаковать любое конвективное облако. (Позже Национальный совет министров опроверг эту версию событий.)
Ближе к вечеру Национальный совет министров объявил первый красный уровень предупреждения, указывающий на самую серьёзную опасность. Рейсы из Дубайского международного аэропорта были задержаны, перенаправлены или отменены. В 20:00 в мечетях по всему городу транслировался призыв к молитве, а также специальное сообщение с просьбой к верующим оставаться дома.
Неясно, когда именно 16 апреля начали гибнуть люди. Единственная информация, обнародованная полицией, гласила, что мужчина в возрасте около 70 лет погиб, когда его автомобиль унесло течением в эмирате Рас-эль-Хайма. Филиппинские СМИ сообщили, что двое рабочих-иммигрантов, Дженни Гамбао и Марджори Анчета, задохнулись после того, как их автобус-шаттл ушёл под воду. Третий филиппинец, Данте Касипонг, 47-летний техник аэропорта, погиб , когда его автомобиль провалился в провал. У него остались жена и трое детей.
https://www.bloomberg.com/features/2025-dubai-storm-floods-cloud-seeding-geoengineering/