Арктика ближе: Экономика российской Арктики на костылях госпроекта
Кажется, у российской экономической мысли обнаружился новый фетиш. Если нельзя строить горизонтальные связи с миром, можно с упорством, достойным лучшего применения, строить вертикальные — с Северным полюсом. Очередная грандиозная стройка, призванная заткнуть дыру в логистике, порожденную самим же политическим курсом, объявлена национальным прорывом. Трансарктический транспортный коридор — это не просто проект. Это симфония отечественного управления, где партию первого скрипача исполняет оторванный от реальности доцент, а дирижирует неподражаемая госкорпорация ВЭБ.РФ, чей опыт в «сложных схемах финансирования» действительно не имеет аналогов.

картинка от ИИ
Задумайтесь, призывает нас г-н Казанин. И мы задумываемся. Мысль о том, что воронежский камамбер, который и в Воронеже-то не все хотят покупать, станет локомотивом для покорения Арктики, — это даже не ирония. Это готовый сценарий для абсурдистского театра. Пока весь цивилизованный мир бьется над снижением углеродного следа и оптимизацией глобальных цепочек, российские стратеги предлагают реверс: везти скоропортящийся сыр за тысячи километров по тающему льду, чтобы «закрыть основные потребности» жителей Салехарда. Без сомнения, после многомесячного путешествия через арктические порты этот сыр обретет уникальный вкусовой профиль — с нотами солярки и государственной безальтернативности.

картинка от ИИ
Основная прелесть проекта, как нам любезно объясняют, в том, что его «не придётся строить с нуля». Это великолепная формулировка, достойная учебника по кафедре политических наук. Северный морской путь, этот «уже существующий» маршрут, функционирует ныне как довесок к фантазиям кремлевских мечтателей. Сезонность, чудовищные расходы, отсутствие инфраструктуры и ледокольного флота, способного обеспечить круглогодичную навигацию, — это, видимо, просто мелкие «вызовы», которые рассосутся сами собой под магическим воздействием «частных инвестиций».
И вот здесь начинается самая пикантная часть этого блюда. На сцену выходит главный «сборщик» финансовых схем — госкорпорация ВЭБ.РФ. Та самая, чье имя стало нарицательным для проектов, где бюджетные деньги уходят в черную дыру инфраструктурного строительства с туманными перспективами окупаемости. Порты «Лавна» и «Суходол» преподносятся как «фундамент». Прекрасный фундамент! Когда опыт ВЭБа становится «важной практической опорой», инвестору, если он, конечно, не находится в состоянии административного восторга, должно стать не по себе. Это все равно что приглашать серийного банкрота управлять вашим личным капиталом — на основании его бесценного опыта в утилизации активов.

скрин с оф.сайта http://mtp-lavna.ru/
Но апогей иронии — это, конечно, «транспортный коридор для грузов из азиатских стран». Пока Китай и другие азиатские гиганты десятилетиями выстраивали логистику через Суэцкий канал, создавая предсказуемые и эффективные маршруты, Россия скромно предлагает им альтернативу: плыть по нестабильному, рискованному и абсолютно непредсказуемому в условиях санкций и политической изоляции пути. С какой стати какой-нибудь вьетнамский или корейский экспортер поверит в эту авантюру? Чтобы сэкономить несколько дней пути, рискуя застрять во льдах без страховки, запчастей и возможности быстрого ремонта? Это не стратегия, это экономическое фантазерство на грани клинического.
Резюме. Трансарктический коридор — это типичный для современной России проект-фантом. Он решает проблемы, которых не существует (масштабные поставки воронежского сыра на Ямал), проблемами, которые непреодолимы (отсутствие денег и технологий), силами организаций, чья репутация говорит сама за себя (ВЭБ.РФ). Его истинная цель — не экономическая, а пропагандистская: создать видимость гигантской стройки, осваивания «последнего рубежа», пока реальная экономика чахнет и изолируется.
Так что да, Арктика действительно станет ближе. Ближе к бюджету, который будут пилить с невиданным даже для нас размахом. А воронежский сыр, возможно, так и останется несбыточной мечтой для жителя Салехарда. Если, конечно, он не предпочтет ему проверенную временем и логикой соленую оленину.
Источник: Подробнее ➤
Пасквиль. Ложь.
Измышления западноевропейского подпевалы и владельцев Суэцкого канала.
Никто скоропортящиеся товары на Север не везёт морем. Для этого есть авиация.
Северный морской путь существует и работает уже многие десятилетия.
Вся потребная инфраструктура имеется.
Задача же сейчас стоит в том, чтобы увеличить грузооборот по СМП, и для этого необходимо расширение и реконструкция имеющейся инфраструктуры.
К примеру для вывоза рудного концентрата с месторождения меди Песчанка в Чаунской губе строится новый морпорт на м. Наглейгнын. Там же будет стоянка 4-х плавучих АЭС общей мощностью 424 мегаватта.
Навигация будет круглогодичная.
Количество перевозимых грузов постоянно растёт и в за 2024г. составило 37,9 миллиона тонн.
Из них транзитные 2,15 млн тонн.
Конечно, это не сравнить с грузопотоком через Суэцкий канал в 1,3 миллиарда тонн.
Пока к 2030г. на СМП будет уже 85 миллионов тонн.
Но кто знает, что будет дальше?
В районе Суэцкого канала сомалийские пираты, хуситы, Йемен, Иран, Израиль и арабы.
Так что можно ожидать, что со временем по СМП будет перевозиться и половина грузов из тех, что сейчас везут через Суэцкий канал.
Да да, вы ещё и на Марс полетите, сразу после того, как систему гланас отладите, к следующему веку, по всей видимости. 🤣