Правовая культура Великого Новгорода и древней Руси

Отрвыок из книг О. Ф. Очина «Чем был, чем не стал, чем может стать Новгород, который был и будет Великим» о
Правовая культура доминировала в повседневной жизни города-государства, что и обеспечивало возврат к мирному течению жизни всякий раз после всплесков мятежности, вызванных нарушением правовых и нравственных норм жизни (в первую очередь со стороны представителей властных структур).
Ярослав Мудрый, благодарный новгородцам за помощь в занятии Киевского престола, освободил Новгород от дани Киеву и даровал свод законов «Русская Правда». Новгородцы не только приняли оба эти дара, но и так организовали свою повседневную жизнь, что этот свод законов с одной стороны стал выполнять роль норм конституционных положений Новгородской республики, а с другой — был понят и принят новгородцами как моральный кодекс их повседневной жизни.
Укрупненно основы правовой культуры можно представить в виде:
- Сложившегося письменного свода законов «Правды Ярослава» — первого свода законов, содержавшего нормы уголовного, процессуального, наследственного и торгового права. Впоследствии дополненного расширенной версией «Правды Ярославичей», княжескими уставами, церковными установлениями, судной грамотой;
- Сложившейся культуры письменного оформления:
- международных договоров (первый сохранившийся международный договор — договор Новгорода с Гогским берегом и немецкими городами о мире, посольских и торговых отношениях и суде, заключённый в 1191 — 1192 гг. — хранится в Риге);
- договоров с приглашаемыми князьями;
- торговых договоров (например, с Ганзейским союзом);
- Сложившейся системы письменного оформления прав собственности:
a) На недвижимое имущество («отчину»);
b) На движимое имущество («живот»);
c) На землю (общинные, сибренные, частные права).
- Принятие новгородцами не только буквы, но и духа законодательных норм «Русской Правды», о чем свидетельствуют тексты берестяных грамот.
Покажем это на одном примере реальной включенности новгородских женщин в правовые и экономические отношения наравне с мужчинами (для этого процитируем соответствующие статьи «Русской Правды», соотнеся их со свидетельствами из берестяных грамот).
_Женщины в Русской правде:_
1. Права наследования: статьи 90–95 устанавливают, что дочери могут наследовать имущество, если нет сыновей, хотя сыновья получают приоритет: «Если мужчина умрет без сыновей, его имущество переходит к его дочерям»;
2. Защита от насилия: статьи 29-30 предусматривают наказания за нападение на женщин: «Если кто ударит женщину, то он должен быть наказан, как если бы он ударил мужчину»;
3. Компенсация за неправомерную смерть: Статья 88 устанавливает вергельд (компенсацию) за убийство женщины, хотя и по более низкой ставке, чем для мужчин: «За убитую женщину выплачивается половина компенсации, как за мужчину».
4. Брак и вдовство: Статьи 93–106 касаются прав вдов оставаться в доме мужа и получать часть имущества: «Если вдова остается незамужней, ей должна быть предоставлена часть имущества мужа для ее содержания».
Женщины в берестяных грамотах:
1. Письмо № 9 (XII век) показывает борьбу женщины за свои права — обращаясь за помощью к брату, она пишет: «От Гостяты к Василию. Что дал мне отец мой и что дали мне родичи в придачу, то он взял и женился на другой, а мне не дает ничего. Приезжай, сделай милость»;
2. Письмо № 931 (начало XV века) показывает, что в древности женщины как и сегодня могли позволить себе назидательный тон по отношению к мужьям, не забывая о вежливости: « Наказ Семену от жены. Утихомирил бы ты
3. Письмо №551 (Новгород, XII век) показывает женщину по имени Настасья, ведущую торговлю: «От Настасьи к брату моему. Я послала тебе две бочки вина. Продай их и пришли мне деньги или сукно»;
4. Письмо №752 (Новгород, конец XII века) показывает женщину, вовлеченную в юридические отношения: «От Милославы к Марене. Взять долг с Жирочко. Он должен мне шесть гривен»;
5. Письмо №125 (Новгород, XII век) показывает авторитет женщины-хозяйки: «От хозяйки к Климите. Дай Остафию 3 бочки ржи, а у него займовую грамоту возьми».
Сравнение «Русской Правды» и берестяных грамот показывает: разрыв между относительно ограниченным статусом женщин в «Русской Правде» и их активной ролью, задокументированной в берестяных грамотах, предполагает, что новгородские женщины действовали в социальной реальности, которая была более гибкой и нюансированной, чем можно было бы предположить из правовой базы. Их фактическое социальное положение во многом зависело от таких факторов, как принадлежность ее к той или иной страте в обществе, семейного положение и индивидуальных обстоятельств. Берестяные грамоты дают важную информацию о том, как люди на самом деле жили в рамках этих формальных ограничений, а иногда и за их пределами. Если хотите прочитать или послушать всю книгу пишите в комментариях
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: