Руководство для новичков: презентация болидов в Формуле-1

Что такое презентация болида «Формулы-1»?
Презентация болида — это момент, когда команда «Формулы-1» снимает покрывало со своей новой машины и озвучивает ключевые цели на предстоящий сезон. Будь то гламурная церемония с приглашенными знаменитостями или онлайн-мероприятие, на котором демонстрируются первые официальные изображения новой машины, это традиционно один из самых напряженных этапов года для каждой команды.
Каждый год в преддверии первой гонки сезона все 10 команд представляют новую машину. Обычно в технический регламент вносятся изменения, из-за чего машины, участвовавшие в предыдущем сезоне, больше не могут участвовать в гонках. Но даже при одинаковых «правилах» команды представляют что-то новое, чтобы попытаться опередить своих соперников.
Так было не всегда. В далёком прошлом команды использовали машины в течение нескольких лет. Это вышло из моды в 1980-х, но даже в начале 2000-х команды нередко начинали сезон на прошлогодних машинах.
Однако сейчас такого не происходит. Даже в 2021 году, когда из-за пандемии Covid-19 командам пришлось использовать большую часть наработок 2020 года, в начале года они всё равно смогли представить что-то существенно отличающееся от того, что было раньше. Темпы развития в «Формуле-1» таковы, что их старая машина просто не была бы достаточно быстрой, чтобы конкурировать.
Что такое презентация ливреи F1?
Не каждый выпуск автомобиля является полноценным релизом, и в наше время всё чаще вместо этого проводится презентация ливреи, когда команды демонстрируют, как будет выглядеть новый автомобиль... без демонстрации самого автомобиля.
Есть много причин, по которым команды хотят анонсировать свою новую кампанию, но не меньше причин, по которым они могут не захотеть раскрывать информацию о своём реальном автомобиле. Компромиссным решением является демонстрация ливреи. Мир знакомится с цветовой гаммой и спонсорской схемой нового автомобиля... но он окрашен (или оклеен винилом) и обклеен стикерами на старом шасси.
Распространённая причина запуска ливреи заключается в том, что новый автомобиль просто не доделан. Откладывая запуск программы дизайна на более поздний срок, команды могут максимально увеличить объём работы, которую можно выполнить с новым автомобилем до заморозки дизайна. Другая причина заключается в том, что готовый автомобиль куда-то транспортируют, например на предсезонные тесты.
Команды, продемонстрировавшие настоящий новый автомобиль в конце января, возможно, заморозили этот дизайн в октябре прошлого года, чтобы начать производство, в то время как команды, которые не заканчивают сборку своего автомобиля до февраля – и не исключено, что запчасти прибудут в первый день предсезонных тестов, – потратили дополнительный месяц на разработку дизайна.

Однако для любителей секретности и интриг иногда причина проведения презентации ливреи заключается в том, что у нового автомобиля есть интересные особенности, которые команда предпочитает не раскрывать до тех пор, пока в этом не возникнет острая необходимость. Когда команды не хотят давать своим конкурентам преимущество в анализе — и, возможно, в воспроизведении — их идеи, они скрывают её до начала тестирования, а иногда и дольше.
Конечно, есть и более приземлённые причины для демонстрации ливреи, одна из которых — маркетинговый эффект от, по сути, двойного запуска автомобиля. Запуск привлекает много внимания. Демонстрация ливреи в один день и автомобиля — в другой имеет ценность для отдела маркетинга, стремящегося привлечь внимание спонсоров и партнёров.
По правде говоря, даже на «настоящем» мероприятии по случаю презентации автомобиля, скорее всего, будут присутствовать старые или поддельные компоненты. Если только команда не совмещает презентацию с реальными испытаниями, велика вероятность, что на презентации не будет всего автомобиля, поскольку команды обычно с некоторой опаской относятся к тому, что они готовы продемонстрировать.
Будь то презентация в прямом эфире или онлайн-мероприятие, команды «Формулы-1» обычно стараются представить болид под таким углом, чтобы усложнить жизнь тем, кто пытается собрать точную информацию о его геометрии. Как правило, они стараются полностью скрыть заднюю часть болида, держа в секрете диффузор и заднюю подвеску до тех пор, пока болид не выедет с пит-лейна в начале сезона.

Почему не все команды «Формулы-1» проводят презентации новых автомобилей?
Иногда команды вообще не заморачиваются с презентацией, потому что для них это не является приоритетом. Если ни один из вышеперечисленных критериев не важен для команды, то, скорее всего, презентация будет заключаться в том, что новую машину просто выкатят на пит-лейн перед первой сессией тестирования.
Пилоты и старший персонал будут позировать с машиной перед своим гаражом, чтобы фотографы «Формулы-1» могли сделать снимки, которые будут использоваться в начале сезона — и, возможно, на протяжении многих веков. После этого руководитель команды, пилоты или технический персонал могут ответить на несколько вопросов — или не отвечать, потому что в первый день тестов нужно многое успеть, и некоторые команды предпочитают, чтобы говорила машина.
Сколько времени уходит на создание нового болида «Формулы-1»?
Это зависит от обстоятельств, в которых находятся команды «Формулы-1» в конкретный момент, но обычно на это уходит около 18 месяцев работы.
Между последней гонкой одного сезона и первой гонкой следующего наступает межсезонье, которое длится около 14 недель. Для простоты повествования принято считать, что в этот период команды занимаются разработкой нового болида. Хотя команды, безусловно, будут производить новый болид в этот период, на самом деле разработка болида обычно начинается намного раньше.
Первые принципы создания автомобиля 2025 года будут заложены осенью 2023 года, и постепенно в работу будет вовлечено всё больше людей и ресурсов, пока к лету 2024 года над проектом не начнёт работать полноценная команда дизайнеров.
Скорее всего, дизайн этих автомобилей был «заморожен» той осенью, что позволило начать производство до того, как дизайнеры приступили к работе над первым пакетом обновлений.