Воронина Анастасия Александровна
Воронина А.А. Подписчиков: 103
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 320.1к

Иск Министерства обороны РФ к подрядчику по гос контракту о взыскании неустойки за нарушение срока производства морского судна. Part II

0 комментариев

Ассоциация юристов "Бизнес + право"

Иск Министерства обороны РФ к подрядчику по гос контракту о взыскании неустойки за нарушение срока производства морского судна, обусловленное обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажора). Part II

28.12.2024г. судно начало движение на полигон «БР-163» для проведения заводских ходовых испытаний (подтверждается записью в бортовом журнале судна). В соответствии с Планом-часовиком завершения заводских ходовых испытаний судна на 2-м этапе заводских ходовых испытаний на полигоне «БР-163» в период с 20.01.2025г. по 05.02.2025г. должны были быть проведены летные испытания АТС судна (без хода). Министерством обороны РФ должен были быть безвозмездно предоставлены вертолеты КА-27 для проведения летных испытаний АТС судна. 21.01.2025г. было получено штормовое предупреждение метеослужбы аэродрома D, облеты судна для проведения летных испытаний АТС судна отменены командирами вертолётов КА-27 (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 22.01.2025г. летные испытания АТС судна отменены по решению руководителя полетами в связи с гидрометеорологическими условиями (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 27.01.2025г. были частично проведены лётные испытания АТС судна (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 28.01.2025г. руководителем испытаний было принято решение об отмене полетов вертолетов КА-27 для проведения летных испытаний АТС судна в связи с неблагоприятными гидрометеорологическими условиями (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 01.02.2025г. была получена информация о том, что в связи с парковым днем (целевые осмотры, плановые, внеплановые технические осмотры всей авиационной техники воинской части f) полеты вертолетов для проведения летных испытаний АТС судна не будут выполняться (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 04.02.2025г. была получена информация о том, что 04.02.2025г. полеты вертолетов для проведения летных испытаний АТС судна не будут выполняться, т. к. объявлен сигнал «Граф-3», командиром воинской части f запланированы мероприятия по предварительной подготовке к полетам вертолетов для проведения летных испытаний АТС судна на следующую неделю (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 10.02.2025г. от руководителя летной бригады была получена информация о том, что по распоряжению командира воинской части f 10.02.2025г. полеты вертолетов для проведения летных испытаний АТС судна не будут выполняться в связи с неблагоприятными погодными условиями (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 11.02.2025г. от руководителя летной бригады была получена информация о том, что по распоряжению командира воинской части f 11.02.2025г. полеты вертолетов для проведения летных испытаний АТС судна не будут выполняться в связи с условиями ограниченной видимости (видимость 1 кбт) (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 12.02.2025г. от руководителя летной бригады была получена информация о том, что по распоряжению командира воинской части f 12.02.2025г. полеты вертолетов для проведения летных испытаний АТС судна не будут выполняться в связи с условиями ограниченной видимости (видимость менее 10 кбт) (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 15.02.2025г. была получена информация о том, что 15.02.2025г. полеты вертолетов для проведения летных испытаний АТС судна не будут выполняться, т. к. по указанию ОД Балтийской базы выход всех судов в море запрещен до отмены указания в связи с условиями ограниченной видимости (туман) (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 17.02.2025г. от руководителя летной бригады была получена информация о том, что по распоряжению командира воинской части f 17.02.2025г. полеты вертолетов для проведения летных испытаний АТС судна не будут выполняться в связи с неблагоприятными погодными условиями (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 18.02.2025г. получена информация об отмене выхода судна в море для проведения летных испытаний АТС судна в связи с неблагоприятными гидрометеорологическими условиями (объявлен сигнал «Граф-3") (подтверждается записью в бортовом журнале судна). 21.02.2025г. от руководителя заводских ходовых испытаний судна была получена информация о приостановлении летных испытаний АТС судна 22.02.2025г., 23.02.2025г. на основании указания Главнокомандующего Военно-морского флота РФ (на период приостановления летных испытаний АТС судна судно должно находиться в п. Балтийск) (подтверждается записью в бортовом журнале судна). Обществом с ограниченной ответственностью N были направлены Министерству обороны РФ уведомления от 21.01.2025г., 22.01.2025г., 28.01.2025г., 01.02.2025г., 04.02.2025г., 10.02.2025г., 11.02.2025г., 12.02.2025г., 15.02.2025г., 17.02.2025г., 18.02.2025г., 21.02.2025г. о приостановлениях летных испытаний АТС судна. 26.02.2025г. обществом с ограниченной ответственностью N была получена от Министерства обороны РФ досудебная претензия о выплате на основании п. 8.2. государственного контракта неустойки за нарушение обществом с ограниченной ответственностью N сроков исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, а именно, сроков проведения заводских ходовых испытаний судна. Досудебная претензия была остановлена обществом с ограниченной ответственностью N без удовлетворения.

07.04.2025г. Министерством обороны РФ было предъявлено в Арбитражный суд г. Москвы исковое заявление о взыскании с общества с ограниченной ответственностью N неустойки за нарушение обществом с ограниченной ответственностью N сроков исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, а именно, сроков проведения заводских ходовых испытаний судна, в размере 80 119 384,29 руб. на основании ст. ст. 309, 310, 330 Гражданского кодекса РФ.

Требования искового заявления были обоснованы Министерством обороны РФ следующими доводами:

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ бязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами. В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В соответствии с п. 8.2. государственного контракта в случае нарушения обществом с ограниченной ответственностью N сроков исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в том числе, сроков производства судна, установленных Ведомостью технологических этапов (приложение N 3 к государственному контракту), Министерство обороны РФ вправе потребовать выплаты обществом с ограниченной ответственностью N неустойки (пени); неустойка (пени) начисляется за каждый день нарушения срока исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства; размер неустойки (пени) - 1/300 действующей на день выплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка РФ от стоимости судна за каждый факт нарушения срока исполнения обязательства. Обществом с ограниченной ответственностью N нарушены сроки исполнения обязательств по проведению заводских ходовых испытаний судна, установленные государственным контрактом. Период нарушения обществом с ограниченной ответственностью N сроков проведения заводских ходовых испытаний судна - 98 дней; размер неустойки - 80 119 384,29 руб. (подтверждается расчётом размера неустойки). Расчёт размера неустойки является арифметически корректным. Соответственно, исковое требование о взыскании с общества с ограниченной ответственностью N неустойки за нарушение обществом с ограниченной ответственностью N сроков исполнения обязательств по выполнению заводских ходовых испытаний судна, предусмотренных государственным контрактом, в размере 80 119 384,29 руб. является обоснованным.

Защищая интересы общества с ограниченной ответственностью N, доказывая необоснованность искового требования Министерства обороны РФ о взыскании с общества с ограниченной ответственностью N неустойки, мы апеллировали в отзыве на исковое заявление к следующим аргументам.

1.В соответствии с п. 1 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", федеральными законами в области обороны и безопасности РФ, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами РФ. В соответствии с п. 2 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" положения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, касающиеся предмета регулирования Федерального закона от 29.12.2012г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 29.12.2012г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". В соответствии с п. 9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сторона контракта освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). В соответствии с п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016г. № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Существование обстоятельств непреодолимой силы не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после прекращения существования обстоятельств непреодолимой силы. Должник обязан предпринять разумные, необходимые меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору существованием обстоятельств непреодолимой силы, в том числе, уведомить кредитора о существовании обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии с п. 4.1. государственного контракта качество, технические характеристики, в том числе, тактико-технические характеристики, характеристики безопасности, функциональные характеристики (потребительские свойства) судна должны соответствовать условиям государственного контракта, нормативно-технических документов, ГОСТ, ТУ. В соответствии с п. 4.2. государственного контракта производство судна должно быть осуществлено в соответствии с положениями нормативных актов РФ, в том числе, п. 1.8. "Технических требований к постройке морского танкера (среднего) проекта 23130", утвержденных Первым заместителем Министра обороны РФ 27.04.2012г., в редакции Дополнения № 1, утвержденного Заместителем Министра обороны РФ 20.08.2013г. Дополнением № 1, утвержденным Заместителем Министра обороны РФ 20.08.2013г., из "Технических требований к постройке морского танкера (среднего) проекта 23130" исключены требования об обязательном соответствии судна «действующим руководящим документам Военно-морского флота РФ, применимым к данному судну».

Продолжение в субботнем посте (или на сайте)

https://businessandlaw.ucoz.net/blog/isk_ministerstva_oborony_rf_k_podrjadchiku_po_gos_kontraktu_o_vzyskanii_neustojki_za_narushenie_sroka_proizvodstva_morskogo_sudna/2025-10-17-161

Задать юристам вопрос бесплатно — ЗДЕСЬ
Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Воронина Анастасия Александровна

Иск Министерства обороны РФ к подрядчику по гос контракту о взыскании неустойки за нарушение срока производства морского судна. Part I

Иск Министерства обороны РФ к подрядчику по гос контракту о взыскании неустойки за нарушение срока производства морского судна, обусловленное обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажора).