Рассказываю, как во французских учебниках освещается Вторая мировая война. Нечему тут удивляться
Сегодня — экскурс в мир, где факты гнутся, как мягкий сыр, а история служит не науке, а самолюбию. Да, речь о том, как во Франции преподают Вторую мировую войну.
Школы во Франции
Для начала, попробую вкратце рассказать о французской школе.
Обучение в школе становится обязательным с 6 лет. Учатся 5 дней в неделю. Но среда - день внеклассных занятий и отдыха.
Начальная школа - 6-11 лет.
Основные дисциплины: французский язык, математика, естествознание, обществознание, искусство.
Среднее образование: колледж (11–15 лет). состоит из трёх циклов:
Адаптационный — переходный период от начальной школы.
Центральный — углублённое изучение предметов.
Ориентационный — подготовка к выбору профиля.
По окончании колледжа сдаётся национальный экзамен, необходимый для перехода в лицей.
Лицей (15–18 лет): профильное обучение
Лицеи делятся на три типа:
Общеобразовательные — подготовка к поступлению в вуз (профили: научный, гуманитарный, экономический).
Технологические — технические и прикладные специальности.
Профессиональные — подготовка к получению рабочих профессий (2 года обучения).
Программа рассчитана на 2–3 года. По окончании сдаётся экзамен на получение аттестата зрелости — baccalauréat. Результаты влияют на возможность поступления в университет.
Особенности системы
Оценки: используется 20-балльная шкала. Раз в месяц родители получают отчёт с оценками и рейтингом ребёнка в классе.
Учебный год: разделён на три триместра. Каникулы различаются в зависимости от региона (зоны A, B, C).
Расписание: уроки обычно проходят с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00. В старших классах — с 8:00. Перемены — 5–15 минут.
Домашние задания: не являются обязательными с точки зрения законодательства, но в некоторых школах они всё же задаются.
Питание: обед в школе стоит около 3 евро. Меню составлено с учётом норм здорового питания. Есть возможность принести еду из дома.
Затраты: в государственных школах родители оплачивают только учебники и канцелярские принадлежности. Школьная форма не предусмотрена.
А теперь переходим к идее статьи. В школах Франции нет отдельного предмета - "История". Историю преподают вместе с географией и объясняется это так:
История - это не что иное, как география во времени, так же как география - это история в пространстве

Изучают ли Вторую мировую войну в школах?
В августе 2014 года Правительство Франции решило не Вторую мировую войну в качестве обязательной темы в Национальную учебную программу.
Вот выдержки, который мне показал поисковик Гугл
В начальной школе (10–11 лет) Вторая мировая война вводится главным образом для объяснения процесса умиротворения европейского континента и создания Европейского Союза.
Классы 5–12 — Учащийся понимает последствия Второй мировой войны для страны, особенно то, как Соединенные Штаты мобилизовали свои экономические и военные ресурсы, и демонстрирует свои знания о влиянии промышленного бума на занятость, особенно женщин и меньшинств.
Как мило, не правда ли?!
А теперь расскажу, как выглядят рожки и ножки в учебниках для французских детей, оставшиеся от той Мировой войны . И Вы поймете, почему накануне 9 мая нам бросают упрёк: "Что Вы носитесь со своей Победой".
Глава 1: Кто победил? А победили, конечно же, США... и Франция!
Начнём с парадокса, который мог бы стать анекдотом, если бы не был трагичным. В 1945 году большинство французов честно признавали: ключевую роль в разгроме Гитлера сыграл СССР. Более того, именно так считали 57% опрошенных. США тогда получили лишь 20%, а Великобритания — и вовсе 12%.
А теперь представьте себе лицо советского солдата, который услышал, что говорит современный французский школьник: «Победу принесли высадка в Нормандии и американцы». Действительно, зачем помнить о миллионах погибших под Сталинградом, если можно гордиться тем, что ты тоже освободил Париж?
Память перевернулась? Ещё бы. Но кто её перевернул? Подсказка: он ежегодно выпускает новые учебники.
Глава 2: «Странная война» — или когда начать, но не воевать
Французская кампания 1940 года в учебниках описывается как короткая и странная шутка. Сначала объявили войну, потом... ничего. У этого даже есть название — «Странная война» (Drôle de guerre). Представьте: миллионная армия просто стоит и смотрит на немцев через линию Мажино. Как будто ждёт, когда те решат, хотят ли они вообще захватывать страну.
А что было до этого? О, это неудобный момент. Мюнхенский сговор 1938 года, когда Франция вместе с Великобританией добровольно отдали Чехословакию Гитлеру, чтобы «сохранить мир», — в учебниках либо замалчивается, либо упоминается вскользь. Позор? Нет, не слышали. Ведь если забыть о предательстве, можно потом играть в героя.
Глава 3: Сопротивление? Да, были такие... но не особо героические
О да, движение Сопротивления — священная корова французской истории. Но загляните в учебники. Там о нём — пара абзацев. Почему так мало?
Во-первых, Сопротивление было интернациональным: в нём участвовали испанские антифашисты, голландцы, евреи и, о ужас, красноармейцы, бежавшие из плена. А значит, оно было не совсем «чисто французским».
Во-вторых, масштабы... Ну, скромновато. 20–25 тысяч человек — это не миллионы на Восточном фронте. Так что лучше не акцентировать. Лучше рассказать, как де Голль произносил речи в Лондоне, чем как партизаны подрывали эшелоны под Вязьмой.
Глава 4: Сталин = Гитлер? Только в воображении парижан
Теперь — главный шедевр французской исторической мысли. В учебниках СССР и Третий рейх стоят в одном ряду. Оба — тоталитарные режимы. Оба — злодеи. А нападение Германии на СССР? Это не агрессия, а «крестовый поход против большевизма».
Забавно, правда? Гитлер, напавший на своего временного союзника, вдруг превращается в защитника Европы от красной угрозы. А Сталин — в такого же агрессора, как и он сам. Получается, они просто столкнулись, как два плохих парня, а на помощь пришли благородные американцы и... ну и Франция, конечно.
Кстати, термин «фашизм» в этих учебниках почти не встречается. Там просто «немцы». Как будто все они ходили в чёрных мундирах и размахивали руками, крича «Хайль!»
Ниже картинка. И это не ошибка нейросети, которую я попросил нарисовать иллюстрацию к статье. Именно так во Франции пытаются представить Фашистскую Германию и СССР. Мол, видите, как они похожи. А с СССР, конечно, ассоциируется и современная Россия.

Глава 5: Рейтинг сражений: Мидуэй — 1-е место, Сталинград — забыли
Если вы думаете, что в учебниках по достоинству оценят Сталинград — величайшее сражение в истории человечества, — вы ошибаетесь. Там ему отводят «пару предложений». Иногда — «несколько абзацев». Для сравнения:
Тихоокеанские сражения (Мидуэй, Гуадалканал) — подробно, с картами, графиками и цитатами адмиралов.
Северная Африка — Роммель, Эль-Аламейн, весь блеск колониальных кампаний.
Сталинград — «важное сражение, остановившее продвижение немцев». И всё.
А Курская дуга? Самое крупное танковое сражение в мире? Упоминается как «последняя попытка Германии атаковать». Без цифр, без анализа, без драматизма. Просто: «была операция, потом она провалилась».
Глава 6: Освобождение Парижа — и вся война закончилась
Высадка в Нормандии — это святое. Ей посвящены целые главы. Вот десант выходит из катеров, вот гибнут герои, вот освобождают Париж. Триумф!
Но что происходило до июня 1944 года? Ах да, в это время Красная армия уже освободила Белоруссию, Украину, подошла к границам Польши, а лучшие дивизии вермахта были разбиты под Сталинградом и на Курской дуге.
Но об этом — ни слова. Зато подробно рассказывают, как американцы сбросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки, потому что «наступление продвигалось медленно». Ну да, куда уж быстрее, чем с помощью двух атомных бомб.
Глава 7. Итог: история как инструмент национального самолюбования
Что мы имеем в сухом остатке?
Фашизм и коммунизм сливаются в одно понятие — «тоталитаризм». Различия? Не нужны.
Позорное поражение Франции в 1940 году — замалчивается. Дюнкерк? Де Голль? Только в лучших фильмах.
СССР — не спаситель Европы, а «второй злодей».
Школьникам не дают думать — им дают готовый, удобный нарратив.
История, друзья, — это не просто набор дат. Она формирует сознание. А когда она становится инструментом мягкой пропаганды, мы получаем поколение, которое знает, кто освободил Париж, но не знает, кто спас Ленинград.
Источники
https://koronapay.com/transfers/europe/blog/shkolnoe-obrazovanie-vo-franczii/#:~:text=%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%2C%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8,%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%85%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D1%81%D1%91%20%D0%B6%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%82.
https://www.reddit.com/r/history/comments/dxal5b/in_france_history_and_geography_are_always_taught/?tl=ru
https://academfrance.com/pressroom/questions-and-answers/what-subjects-are-studied-in-france-school.html
https://elibrary.petrsu.ru/books/67660
https://ss69100.livejournal.com/3661662.html?ysclid=mgv5dvpz8e69579613
Вот это аналитика! Вот это я понимаю! Без всхлипов, криков, гоготания и эмоций.
Только вот во Франции были фашисты - вишисты во главе с Петеном. Другая часть была оккупирована германскими нацистами. Между режимами Гитлера и Петена было тесное сотрудничество. В обеих частях были чистки, уничтожения неугодных групп и людей, грабежи. Что-то составители учебников это забыли. Им определённо стоит съездить в Орадур-Сюр-Глан, где нацистская 2 танковая дивизия СС уничтожила почти всё население деревни. Слава Богу Шарль Де Голь удосужился сохранить для потомков эти руины в качестве живого памятника.
Лилия, спасибо за комментарий и упоминание французской деревни