Як-40 снова смогут летать
Благодаря чему, Як-40 снова полетят?
Трудно даже представить, что в России так много законсервированных самолетов.
420 самолетов - это огромное количество, теоретически способное покрыть все региональные маршруты в стране. Более того, 120 из этих самолетов имеют срок эксплуатации более 10 лет, что означает, что они еще могут и будут летать, если их вернуть их в строй.
Неудивительно, что кто-то придумал, как поставить эти самолеты обратно на крыло, чтобы они могли делать то, для чего предназначены - перевозить пассажиров - вместо того, чтобы стоять "на хранении" на десятках бетонных площадок.
Як-40 был первоначально разработан в Советском Союзе для региональных и местных рейсов между небольшими городами, он легко садился на грунтовые взлетно-посадочные полосы в любую погоду, был прост в обслуживании и эксплуатации. В то же время, его пассажировместимость варьировалась от 24 до 40 человек. Это идеальный региональный самолет.
Небольшое их количество все еще летает в более чем десятке стран, включая Россию. А в Украине 47-летний UR-MSX до недавнего времени работал на регулярном рейсе "МоторСич" Киев-Одесса, перевозя пассажиров ежедневно.
Кстати, самолет был настолько удачным, как рассказывают, что в 1976 году, всего через год после его появления, стюардесса случайно выключила двигатель на подлете к Киеву, но самолет благополучно приземлился в болото. Никто из пассажиров не пострадал, самолет был восстановлен и по сей день перевозит пассажиров.
Но вернемся в Россию и посмотрим, почему так много вполне живых самолетов так и не полетели, и что там изобрели, вернувшимся к крыльям.
Всего было выпущено 1011 самолетов Як-40. Их выпускали с 1966 по 1981 год, когда производство прекратилось и летающие машины начали списывать. Однако кризис 1990-х годов практически остановил разработку и производство новых самолетов, вынудив авиакомпанию вернуть некоторые из них в эксплуатацию.
В середине 1990-х годов появилась модернизированная версия Як-40 Д с дополнительными топливными баками, но двигатель остался прежним - шумный и неэффективный АИ-25. Это стало одним из решающих факторов в конце 1990-х и начале 2000-х годов, когда цены на нефть взлетели, и неэффективные Як-40 Д становились все более невыгодными в эксплуатации.
В последние годы растет потребность в развитии межрегиональных воздушных маршрутов, соединяющих два города России без использования Москвы в качестве узлового аэропорта.
В этих условиях назрела необходимость в значительном количестве самолетов малой вместимости для полетов по этим маршрутам. Примерно от 20 до 50 мест. Именно здесь может быть полезен законсервированный Як-40, срок эксплуатации которого еще не истек. Его просто нужно сделать более экономичным и адаптировать к требованиям современного рынка.
Именно здесь и появляется версия STR-40DT. Это ремоторизированный и модернизированный Як-40 с новым современным двигателем и улучшенными композитными крыльями, который рассматривается как потенциальная глубокая модернизация заякоренного Як-40.
Первый полет Як-40 в новой версии
Первый полет нового самолета Як-40, разработанного АМС, состоялся в ноябре 2016 года. Два двигателя Honeywell TFE731-3 заменили три неэффективных и устаревших двигателя АИ-25, что привело к заметному снижению взлетной массы и значительному повышению топливной эффективности, в результате чего значительно улучшились летные характеристики.
В период с 2016 по 2018 год Як-40 МС был оснащен новыми композитными крыльями с законцовками и более мощными двигателями TFE731-5BR для дальнейшего улучшения летных характеристик, и новый самолет впервые поднялся в небо в декабре 2018 года.
Разработку модернизированного Як-40 МС ведет Сибирский НИИ авиации им. Чаплыгина без какого либо взаимодействия с ОКБ им. Яковлева.
В конечном итоге СибНИА будет разработать версию цельнокомпозитного самолета, ориентированного на полеты в северных регионах, полностью заменив канадские Бомбардье.
Сколько это будет стоить?
Журнал Aviation приводит следующие цифры: если двигатель TFE731 приобретается в лизинг, то стоимость восстановления одного самолета оценивается примерно в 500 000 долларов. Если же приобретается коммерческий двигатель, то цена возрастает до $780 000. Да, мы говорим о подержанных двигателях. Если двигатель имеет достаточный ресурс между капитальными ремонтами (после капитального ремонта), то стоимость ремоторизации может возрасти до $2,5 млн за один самолет.
Кроме того, стоимость модернизации одного Як-40 до версии Як-40 МС начинается от 25 миллионов рублей.
Модернизация версии Як-40 МС включает в себя замену пилонов и двигателей, которые подключаются к штатным электрическим и гидравлическим системам самолета, а также к штатным системам забора воздуха для кондиционера и противообледенительной системы. Центральный двигатель заменен на APU Garrett 3092 со стартер-генератором мощностью 9 кВт вместо штатного APU AI-9, что позволяет запускать двигатель электрически, а не пневматически. Зона стоянки обогревается и вентилируется, чего не было в классической версии.
В кабине пилота установлена новая приборная панель для контроля параметров работы двигателя. Органы управления двигателем сохранили свой первоначальный дизайн, за исключением центрального рычага дроссельной заслонки.
Каюты остались такими же классическими и винтажными, как и 40 лет назад, с мягкими панелями и тканевыми шторками в иллюминаторах...
Если переоборудовать большую часть действующих Як-40, хранящихся в аэропортах России, то потребность в небольших самолетах для региональных перевозок может быть практически полностью отпадёт, что даст мощный толчок развитию отечественной авиационной техники в этой области.
Стоимость переоборудования может быть возмещена за 18 месяцев", - объясняет представитель СибНИА Владимир Барск. - Благодаря современной силовой установке, Як-40 может легко перелететь из Новосибирска в Москву с дальностью полета 4,5 тысячи километров с заправкой 6 тонн. А это уже другой уровень его потенциального коммерческого применения.
Что вы думаете о новом самолете Як-40 МС и как вы оцениваете его потенциал?
➤ 100 лет гражданской авиации России а все только начинается...
➤Перспективный и передовой Ту-334
➤ Достигнет ли российская авиация величия советской.
➤ Лидер отечественного авиастроения
источник https://pulse.mail.ru/article/blagodarya-chemu-420-samoletov-yak-40-snova-smogut-letat-6740908698584788010-6324286959631160230/?user_session_id=8a3374564098e26&qid=f89b22d414d40b70&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru&utm_content=lenta_pulse_mail_ru_fulltext