Карл Маркс глазами взрослого человека. Неужели он обманул мир
Молодой, умный и... не по Гегелю
Карл Маркс. Сразу вспоминается образ бородатого старца, чьё лицо украшало советские учебники и почтовые марки. Но ведь когда-то он был молодым. И даже в СССР выпускали книгу «Молодой Маркс» — звучит почти как название фильма о супергерое до превращения.
В начале своей карьеры Маркс увлекался Гегелем — философом, после которого хочется выпить крепкого чаю и долго молчать. Однако вскоре выяснилось, что философские дебри его мало волнуют. Его мучил вопрос попроще, но зато животрепещущий: «Почему один человек живёт в особняке, а другой едва сводит концы с концами, работая на фабрике по 16 часов?»
Между прочим, это не философский вопрос. Это вопрос голода, холода и усталости. А значит, взрывоопасный.
Экономика на пальцах: как владелец фабрики наживается на сюртуках
Представьте себе Германию XIX века. Фабрика шьёт сюртуки. Один стоит 130 немецких марок. На его производство уходит 100 марок: ткань, иголки, уголь для паровой машины… Из этих 100 марок всего 30 уходят на зарплату рабочим.
То есть прибыль владельца — 30 марок с каждого сюртука. А если фабрика производит тысячу таких сюртуков в месяц? Получается, что хозяин получает 30 тысяч марок чистой прибыли. А сам рабочий за тот же месяц получает жалкие 50–60 марок.

Вы не ослышались. Он делает то, что стоит 130, а получает меньше трети от своей доли в себестоимости. Остальное — прибавочная стоимость. Так Маркс назвал ту часть труда, которую капиталист «забирает себе». По сути, это и есть основа эксплуатации, по его мнению.
«Взять всё и поделить» — или как начинаются революции
Логика проста: если система нечестна, её нужно изменить. Но кто добровольно отдаст свои 30 тысяч? Хозяева — нет. Значит, нужно отнять.
А как отнять, если законы, полиция и армия — на стороне богатых? Только свергнув государство. И построив новое, где все фабрики, заводы, магазины и даже автобусы будут общими. Общенародными. Как в детском саду, только без воспитательницы и песочницы.
Идея понятная. Праведная. Особенно для тех, кто мёрз зимой в плохо отапливаемой квартире и второй день подряд ел селёдку.
Отсюда — революции XX века. От Петрограда до Гаваны, от Праги до Вьентьяна. Маркс стал идеологическим GPS-навигатором для миллионов людей, мечтавших о справедливости.
Чего не учёл Маркс, или почему женщины говорят, что их обувь была ужасной
Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. А Маркс, видимо, был плохим портным — потому что не продумал, как будет распределяться эта самая «прибавочная стоимость», когда она станет общей.
Допустим, те же 30 тысяч марок мы делим между тысячей рабочих. Каждому — по 30 марок. То есть даже меньше, чем он получал раньше. И где же стимул работать?
Вторая проблема — отсутствие конкуренции. Когда всё государственное, никто не боится потерять клиента. И результат всем известен: советское пальто, которое держало тепло, только если его использовать как щит от ветра. Или женские сапоги, которые можно было использовать как строительный материал.
Качество падает. Инновации исчезают. Люди перестают верить в систему. А вместо «общества равных» получается иерархия партийной номенклатуры, которая живёт лучше всех остальных. Ирония судьбы.
Цена идеи: более 100 миллионов жизней
Маркс не дожил до того момента, когда его идеи воплотились в жизнь на целых континентах. И, возможно, это к лучшему.
Потому что XX век показал: попытки построить рай на земле часто заканчиваются адом. И многое совершалось во имя Маркса. При этом экономическая модель, основанная на его теории, в итоге рухнула под собственной тяжестью.
Более 100 миллионов жизней — такова цена попыток воплотить марксизм в жизнь. Не потому, что идея изначально была злой. А потому, что она была слишком простой для сложного мира.

Маркс сегодня — миф, гений или предостережение?
Маркс был умён. Он увидел проблему, которую до него многие замалчивали, — неравенство, порождённое капитализмом. Он дал ей объяснение, которое до сих пор цитируют в университетах.
Но он не учёл человеческую природу, бюрократию и то, что даже самая светлая идея может стать оправданием тирании.
Так что, возможно, главный урок Маркса — не формула революции, а предупреждение: когда кто-то обещает взять всё и поделить, задайте вопрос: а кто будет делить и кому достанется больше?
Помните один анекдот?
"Как будем делить? Поровну или по братски? Если по братски, то мне, как старшему брату положено больше!
И завершу материал, выдержкой из стихотворения поэтессы со странным именем Татьянка Сухова-Иванова
Нет счастья на земле, но нет его и выше.
Не злись, мой друг, на мир, к другим не будь жесток.
Винишь людей вокруг: они тебя не слышат.
Но ты и сам себя расслышать бы не смог
----------
Нет счастья на земле - есть много разных судеб,
И в небе счастья нет - есть звездные пути.
А счастье с нами, здесь, но тот лишь счастлив будет,
Кто в собственной душе сумел его найти.
12.10.16
Не все читали "Капитал" К.Маркса и вряд ли будут читать. Поэтому даю ссылки на источники, более скромные
https://proza.ru/2023/04/20/1182 https://stihi.ru/2017/07/14/3320 https://www.livelib.ru/book/16836/readpart-kapital-karl-marks/~8
https://gazeta-schekino.ru/n158419.html
Маркс был гениален и своевременен, ...как сама История, которая есть во всем - гениальна, совершенна, всегда правильна и неумеюща ошибиться. ...Просто в его, Маркса, время, думаю, - было уместным предложить Человечеству и Творцу сработанный с профессиональной еврейской скрупулезностью "взгляд на "справедливость" в сложившемся механизме распределения мат. благ". ...Мне не ведом - ни один человек, дочитавший до конца в с ю его работу (дал бы такому медаль). ...Маркс более ценен - не в роли "революционера" экономиста-теоретика, а в роли семьянина, семья которого существовала во всем - хоть по-иудейско, хоть по-христиански - образцово. Лично мое мнение - такое.
То же заботливый отец и любящий муж - бесспорно