Незабываемый полет
У каждого человека происходят в жизни такие события, которые запоминаются надолго, а то и навсегда. Вот и мне запомнилось до мельчайших подробностей одно неожиданное событие, приключившееся в период военной службы. Это – счастливая возможность поуправлять самолетом Ан-2.
Дело было летом, и мне предстояло вернуться из командировки в свой полк. Можно было выбрать маршрут по железной дороге, либо воспользоваться местными воздушными линиями, которых было в Союзе огромное множество. Разумеется, я выбрал второе.
Купил билет, стоимость которого составляла весьма скромную сумму, и направился по полевому аэродрому с сопровождающими и другими пассажирами к стоявшему неподалеку самолету местных авиалиний – Ан-2. Пассажиры (а это были сплошь местные жители с авоськами и другой небогатой поклажей) расселись по местам, пилот запустил двигатель, вырулил на грунтовую взлетную полосу, включил максимальные обороты и после короткого разбега плавно взмыл в небо.
Через открытую дверь пилотской кабины я с интересом наблюдал за действиями командира экипажа и через некоторое время подошел к нему с просьбой посмотреть все их действия поближе. Он дал согласие, установил в проеме двери металлический стержень и предложил на нем примоститься.
По моему молчаливому реагированию на действия пилотов, да и по военной форме, он догадался, что я летчик и предложил мне поуправлять самолетом, чем я моментально воспользовался. Сел в командирское кресло, надел наушники, получил указание каким следовать курсом, какую выдерживать высоту и приступил к выполнению задания.
Как военные летчики, так и гражданские пилоты обладают универсальными навыками, поэтому при полете по маршруту они могут управлять практически любыми самолетами. Но, чтобы профессионально управлять на всех этапах полета (от взлета до посадки), да и уметь справляться с отказами авиатехники и другими нештатными ситуациями, нужно пройти обучение для управления каждым конкретным типом самолета.
Итак, я продолжал полет до пункта назначения. Вскоре предстояла посадка, поэтому командиру я откровенно признался, что такой самолет я прежде не сажал. «Ничего, сядешь», - подбодрил меня командир, и указал через лобовое стекло кабины на малюсенькую посадочную площадку, на которую нужно было усадить самолет.
Уверенность у молодых летчиков обычно зашкаливает, поэтому, нисколько не сомневаясь в своих профессиональных навыках, я дальше уже действовал согласно отработанной схеме: вывел самолет в створ полосы, начал снижение по привычной глиссаде, далее – выравнивание, плавный добор штурвала на себя до посадочного положения самолета и – мягкая посадка.
Впечатления, конечно, незабываемые. Ощущения, по сравнению с истребителями, очень интересные: вместо привычного мелькания наземных ориентиров на больших истребительных скоростях – плавное проплывание под крылом полей, лесов, речушек, дорог, которое сопровождалось мерным гулом поршневого двигателя, спокойствием командира и ничего не подозревающих пассажиров.

Вам понравился этот рассказ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Хороший рассказ!
Спасибо, Виталий Борисович!
Это, конечно, незабываемо!
Благодарю вас за комментарий, Владимир!
Я Вас понимаю, сам за штурвалом Аннушки сидел, но правда посадку не доверили..
Мой товарищ, завершивший военную службу и затем летавший в ДОСААФ на Ан-2 утверждал, что это самый лучший самолет.
Совершенно верно!
Очень понравился рассказ. Спасибо.
Приятно, что вам понравилось. И вам спасибо за ваши актуальные повествования!
Рисковали Вы, однако, капитально! Да и командир самолета тоже.
Рисковали главным образом тогда, когда пролетали поблизости от взлетно-посадочной полосы военного аэродрома, с которым не было связи (они работали на другой частоте). Именно в этот момент пришлось усилить осмотрительность (что не особенно свойственно гражданским пилотам) и снизиться ниже 150 м, чтобы избежать вероятных столкновений с взлетающими или заходящими на посадку военными самолетами.
Старый, добрый СССР. Представить, чтобы такое случилось сейчас невозможно!
Столько стало ограничений и перестраховок! В летном училища на дозвуковых самолетах нас учили летчики-инструктора, которые были мальчишками во время ВОВ. Бывшие хулиганы и большие матерщинники, они хорошо знали свое дело и неоперенных птенцов делали летчиками. Эти "зубры" допускали много вольностей в воздухе и считали все это вполне допустимым. Младшее поколение на сверхзвуковых самолетах такого себе не позволяли.