Александр
Александр Подписчиков: 98
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.9М

Шины F1: полное руководство по устройству и принципам работы

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,27 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Узнайте, кто поставляет шины для Формулы-1, какие у них характеристики, из чего они сделаны, а также какие правила и нормы в отношении шин действуют в Формуле-1.

Шины F1: полное руководство по устройству и принципам работы

От двигателя до аэродинамического дизайна — каждая деталь болида Формулы-1 играет ключевую роль в исходе гонки наряду с пилотом. Шины также влияют на исход гонки.

Что нужно знать

  • Pirelli, итальянский производитель шин с богатым опытом в автоспорте, является эксклюзивным поставщиком шин с 2011 года.
  • Ассортимент шин Pirelli включает в себя модели с различными составами резиновой смеси — от самых жёстких до самых мягких, а также модели средней жёсткости и полностью дождевые.
  • Во время гонки пилоты должны использовать как минимум два разных комплекта шин для сухой погоды, если только условия на трассе не требуют иного.
  • Команды Формулы-1 участвуют в испытаниях шин, проводимых компанией Pirelli для разработки и улучшения составов шин.

С момента проведения первой гонки в 1950 году шины играли важную роль в истории Формулы-1. В этом руководстве мы расскажем о том, кто поставляет шины, о текущих характеристиках шин Формулы-1, о составах, используемых на каждой трассе, а также о правилах и нормах, регулирующих использование шин командами во время гоночного уикенда.

Кто поставляет шины командам Формулы-1?

На протяжении десятилетий Pirelli, итальянский производитель шин, был тесно связан с Формулой-1. Компания Pirelli, имеющая богатую историю участия в различных гоночных сериях, включая Формулу-1, стала эксклюзивным поставщиком Формулы-1 в 2011 году. Они сотрудничают с командами в области разработки, исследования и тестирования шин, а также с Формулой-1 и Международной автомобильной федерацией (FIA), предоставляя широкий ассортимент шин. Эти шины должны работать в различных условиях: от гладких до абразивных поверхностей, в зависимости от погодных условий и настроек автомобиля.

В 2022 году Pirelli внесла серьезные изменения в правила, установленные FIA, в тип используемых шин, чтобы соответствовать одному из самых больших изменений в правилах, когда-либо внесенных F1. Вместо того чтобы поставлять 13-дюймовые шины, FIA перешла на 18-дюймовые в попытке изменить характеристики автомобилей и управляемость. Более крупные и широкие шины обеспечили ряд преимуществ с точки зрения производительности и безопасности, а также помогли Формуле-1 лучше соответствовать шинам, используемым в высокопроизводительных дорожных автомобилях.

Словарь шин F1: жаргон гонщиков и инженеров

В мире шин F1 используется множество терминов. Прежде чем мы приступим к делу, давайте разберёмся с некоторыми из них:

Потрёпанные: если шина называется «потрёпанной», в русском языке чаще «использованные», это значит, что она использовалась во время тренировки или гонки и её внешний слой изношен. Потрёпанные шины уже не новые и могут немного уступать в характеристиках новым шинам.

Слик-шины: Слик-шины или просто слик (слики) не имеют рисунка протектора или канавок. Они используются на сухих трассах для максимального сцепления с поверхностью и повышения производительности, что делает их идеальными для гонок в сухую погоду.

Состав: состав резиновой смеси — это особая смесь каучука, используемая при производстве шин.

Волдыри: Волдыри появляются, когда поверхность шины перегревается и на ней образуются резиновые пузыри или волдыри. Это происходит из-за чрезмерного трения, которое приводит к потере сцепления и ухудшению характеристик шины.

Зернистость: зернистость — это термин, обозначающий неравномерный износ поверхности шины, в результате которого она становится шероховатой и зернистой. Это обычно происходит в прохладную погоду или когда состав резиновой смеси шины не достигает оптимальной рабочей температуры. Из-за зернистости на поверхности шины остаются частицы резины, что ухудшает сцепление с дорогой и может повлиять на управляемость автомобиля.

Прокол: прокол — это локальное повреждение шины, которое возникает из-за резкого торможения или блокировки колёс. Когда шина буксует, не вращаясь, на её поверхности может образоваться прокол. Проколы вызывают вибрацию, что приводит к проблемам с производительностью и влияет на комфорт водителя.

Деградация (Deg): сокращение от "износ шин". Износ - это постепенный износ резины шины, поскольку она используется во время гонки. Представьте это как дорожную шину, у которой протектор со временем изнашивается. Команды будут следить за температурой шины, чтобы решить, когда делать пит-стопы и переходить на свежую резину.

Характеристики шин для Формулы-1

Ассортимент 18-дюймовых шин Pirelli включает шесть составов для сликов (от самого жесткого до самого мягкого: C0, C1, C2, C3, C4 и C5), а также промежуточные и дождевые шины для влажной погоды.

Благодаря более широким колёсам увеличилась площадь контакта с трассой, что обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и позволяет автомобилям проходить повороты на более высоких скоростях и эффективнее тормозить.

18-дюймовая конструкция также была разработана для того, чтобы команды Формулы-1 могли использовать более предсказуемые шины для разработки стратегии гонки, а пилотам было проще управлять автомобилем во время гонки.

Как и большинство технологий, которые вы видите в болидах Формулы-1, в какой-то момент они перекочевали в серийные автомобили. Формула-1 — это испытательный полигон для автомобильных технологий, от гибридных систем до подвесок и автоматических коробок передач. Переход на 18-дюймовые шины приближает Формулу-1 к размерам шин, используемых в высокопроизводительных серийных автомобилях, и, несомненно, даст Pirelli представление о технологиях, которые они могут применить в своих дорожных шинах.

Гладкие составы шин Pirrelli

Ассортимент 18-дюймовых шин Pirelli состоит из шести гладких составов, каждый из которых обладает уникальными характеристиками. Эти составы обозначаются от самого твёрдого до самого мягкого как C0, C1, C2, C3, C4 и C5.

В зависимости от трассы Pirelli привезёт на гонку три таких шины, используя скользящую шкалу. Например, они могут выбрать C3, C4 и C5. В этом случае C3 будет классифицирована как самая жёсткая шина для уикенда. Аналогичным образом в другой уикенд это могут быть C0, C1 и C3. В этом случае C3 будет классифицирована как самая мягкая шина для уикенда.

Затем на боковине шины краской красного (мягкий), жёлтого (средний) и белого (твёрдый) цвета наносится маркировка.

C0 — самый жёсткий состав

Состав C0 — самый жёсткий в линейке Pirelli. Он отлично подходит для трасс с абразивным покрытием или для случаев, когда команды стремятся максимально продлить срок службы шин во время гонки. При этом может снизиться сцепление с дорогой, но шины будут долговечными при длительных заездах, что может быть ценно, если гонщик получил штрафные санкции. Это позволяет командам стратегически опережать другие команды, играя на гонку с одним пит-стопом, а не с двумя или даже тремя.

C1

Состав C1 мягче, чем C0. Для достижения баланса между сцеплением и долговечностью его часто используют на трассах, где важен износ шин, но сцепление по-прежнему имеет значение.

C2

Эта шина немного мягче и обеспечивает немного лучшее сцепление с дорогой в ущерб долговечности. Идеально подходит для гонок, в которых команды планируют делать несколько пит-стопов или где производительность важнее, чем срок службы шин.

C3

Состав C3 — распространенный выбор для многих гонок. Он обеспечивает баланс между сцеплением с дорогой и долговечностью и используется на самых разных трассах в течение сезона.

C4

C4 — один из самых мягких составов, который обеспечивает еще лучшее сцепление с дорогой. Обычно их используют, когда условия на трассе требуют максимальной производительности, а команды готовы пожертвовать долговечностью ради более высоких скоростей.

C5 — самый мягкий состав

Состав C5 — самый мягкий и цепкий из составов Pirelli. Он разработан для обеспечения максимального сцепления и производительности, что делает его предпочтительным выбором для коротких скоростных трасс с гладким покрытием.

Промежуточные и дождевые шины

Помимо сликов, Pirelli приходится иметь дело с неблагоприятными погодными условиями. Если сликов недостаточно, у Pirelli есть промежуточные и полнопрофильные шины для дождливой погоды. Эти шины обеспечивают безопасность и контроль для водителей во время езды под дождём или по стоячей воде.

Промежуточные шины

Промежуточные шины имеют особый рисунок протектора, который обеспечивает сцепление с мокрой, но не полностью залитой водой трассой. Они позволяют водителям сохранять контроль и уверенность при использовании сликов, не теряя при этом в производительности, как в случае с шинами для полностью залитой водой трассы.

Шины для полностью залитой водой трассы

Шины для полностью залитой водой трассы — оптимальный выбор, когда трасса залита водой и на некоторых участках есть стоячая вода или даже целые реки. Эти шины имеют глубокие канавки, которые отводят воду от поверхности шины, предотвращая аквапланирование и обеспечивая водителю лучший контроль в условиях сильного дождя.

Сколько шин может использовать гонщик Формулы-1 за гоночный уик-энд?

Каждому гонщику выделяется определённое количество шин на гоночный уик-энд. Эти шины делятся на слики для сухой погоды и шины для дождливой погоды (промежуточные и дождевые).

Общее количество шин, доступных гонщику в течение гоночного уикенда, может варьироваться в зависимости от конкретной гонки и условий на трассе.

Сухие сликовые шины

Для сухих сликовых шин, которые используются в обычных гоночных условиях, когда трасса сухая, обычно выделяется тринадцать комплектов.

Как уже упоминалось, Pirelli будет решать, какие шины использовать на гонке, в зависимости от трассы, используя скользящую шкалу от C0 до C5.

В комплект поставки будет входить заранее определённое количество шин с мягким, средним и жёстким составом резиновой смеси, а количество комплектов для каждого состава будет варьироваться в зависимости от гонки и ожидаемых погодных условий. Например, мягких шин может быть больше, чем жёстких, но они не всегда распределяются поровну.

Шины для мокрой погоды

Пилотам предоставляется определенное количество шин для мокрой погоды. Как правило, это четыре комплекта промежуточных шин для влажной или высыхающей трассы и три комплекта шин для мокрой погоды, когда на трассе идет сильный дождь и стоит вода

Использование комплектов

Команды сами решают, как использовать эти комплекты шин в течение гоночного уикенда, начиная с первой свободной практики и до конца гонки. Поскольку Pirelli и Формула-1 сами решают, какие шины им поставлять, командам приходится тщательно планировать стратегию использования шин, чтобы оптимизировать производительность во время тренировок, квалификационных заездов и самой гонки.

Свободные тренировки

В течение гоночного уикенда проводится три тренировки (если только это не спринтерская гонка). Во время свободных тренировок в пятницу и субботу команды могут использовать выделенные им шины по своему усмотрению, но это повлияет на то, какие из новых комплектов будут доступны для квалификации и гонки.

Аналогичным образом в квалификации команды могут выбрать составы, которые они хотят использовать, из оставшихся в их распоряжении. Опять же, этот выбор может повлиять на характеристики автомобиля в гонке, но он также может определить, на каком месте гонщик окажется на стартовой решетке. Обычно в финальной сессии квалификации (Q3) пилот, занявший поул‑позицию, демонстрирует лучшее время на комплекте мягких шин. Выбор средних шин снижает шансы на высокую позицию в стартовом протоколе, однако позволяет сохранить дополнительный комплект свежей резины — это может сыграть ключевую роль в день гонки.

Гонка

Во время гонки пилоты должны использовать как минимум два разных состава сликов, если только этого не требует влажная погода, если был дождь, то правило двух разных составов отменяется. Это правило добавляет гонке стратегической составляющей и делает её более увлекательной для болельщиков. Команды должны решать, когда переходить на другой состав и как долго пилоту оставаться на одном комплекте шин, чтобы продлить его использование и, возможно, получить более свежие шины ближе к концу гонки. Иногда команды могут выбрать стратегию с одним, двумя или даже тремя пит-стопами. Такое разнообразие добавляет интриги гонке и может настроить команды друг против друга на трассе, что ещё больше подогревает интерес болельщиков.

Могут ли гонщики Формулы-1 делиться шинами?

Каждому гонщику выделяется определённое количество комплектов шин на гоночный уик-энд, которые он может использовать исключительно для себя. Поэтому гонщики не могут меняться шинами или делиться ими со своими товарищами по команде или соперниками. Это правило не допускает никаких исключений. На Гран-при Бахрейна 2020 произошёл примечательный инцидент: Джордж Рассел случайно получил шины своего напарника Валттери Боттаса, когда оба пилота Mercedes заехали на пит-стоп подряд. В результате команда была оштрафована на 20 000 евро. Стюарды решили оштрафовать Mercedes, а не дисквалифицировать пилотов.

Стратегия использования шин

Правильно выбранная стратегия использования шин может стать решающим фактором между победой и поражением в гонке. Она включает в себя анализ, моделирование на заводе и принятие решений в режиме реального времени во время гоночного уикенда.

Команды начинают с анализа характеристик трассы ещё до прибытия на место. У них есть исторические данные за предыдущие годы и обновлённая информация об изменениях, произошедших за время зимних каникул. Это может быть замена покрытия или изменение конфигурации. Они учитывают всё это, а также абразивность поверхности трассы, типы поворотов (скоростные, низкоскоростные, шпильки) и протяжённость прямых участков. Команды могут использовать эти данные для моделирования, и это поможет им определить, какие составы будут наиболее эффективными.

Погода также играет важную роль в выборе шин. Команды внимательно следят за прогнозами погоды на весь гоночный уик-энд с помощью радаров. Дождь или изменение погодных условий могут повлиять на выбор шин, и команды могут даже отказаться от хорошо продуманной стратегии и использовать другой состав сликов в середине гонки, если условия резко изменятся.

Даже самые точные прогнозы не заменят реальных данных об эффективности шин. Для этого и проводятся три тренировочных заезда. Данные, полученные в ходе этих заездов, помогут команде скорректировать стратегию и изменить свои идеи, если прогнозируемые данные не соответствуют реальным.

После начала гонки у команд будет в распоряжении определённое количество шин, от использованных до новых. Стратегия использования шин остаётся гибкой на протяжении всей гонки. Команды будут постоянно следить за износом шин и состоянием трассы. Машины безопасности, проколы, повреждения и погодные условия, а также данные в реальном времени и отзывы пилотов означают, что командам приходится оперативно принимать решения о пит-стопах и замене шин за доли секунды.

Пит-стопы — это ключевые моменты гонки, когда команды стратегов понимают, в правильном ли направлении движется гонка. Команды решают, когда нужно отправить машину на пит-стоп для замены шин, исходя из степени износа шин, времени прохождения круга и отставания от конкурентов. Эти решения позволяют максимально увеличить время, которое машина проводит на более быстрых и свежих шинах, и при этом минимизировать время, потерянное на пит-стопах.

После гонки команды проведут разбор заездов на трассе и на заводе. Они проанализируют данные, время прохождения круга и производительность, чтобы оценить эффективность своих решений. Это поможет им разработать стратегию для будущих заездов на аналогичных трассах или в схожих условиях.

Другие правила, касающиеся шин, которые следует помнить

Помимо состава шин и договоренностей с поставщиками, в Формуле-1 действуют правила, регулирующие использование шин в течение гоночного уикенда.

  • Обязательная замена шин: команды Формулы-1 обычно должны делать как минимум один пит-стоп во время «сухой» гонки. Это правило гарантирует, что команды не будут пытаться проехать всю гонку на одном комплекте шин, что может поставить под угрозу безопасность и стратегию.
  • Чехлы для шин: чтобы поддерживать температуру шин, команды используют чехлы перед установкой новой резины во время пит-стопов. Однако в будущем это правило может измениться, и чехлы перестанут использоваться.
  • Давление и температура в шинах: Давление и температура в шинах играют решающую роль в их работе. Команды тщательно отслеживают и корректируют эти параметры, чтобы оптимизировать сцепление с дорогой и управляемость.
  • Тестирование шин: Команды Формулы-1 участвуют в сессиях тестирования шин, проводимых компанией Pirelli для разработки и улучшения составов шин в течение сезона и после его окончания. Благодаря совместным усилиям шины совершенствуются и соответствуют требованиям современных болидов Формулы-1.
  • Безопасность шин: безопасность является главным приоритетом в Формуле-1, и к инцидентам, связанным с шинами, относятся серьёзно. Если шина проколота или сильно изношена, это может привести к опасным ситуациям. Компания Pirelli и стюарды гонок будут расследовать любые подозрительные, повторяющиеся или странные инциденты, чтобы найти способы предотвратить их повторение.

Источник: formulaonehistory.com

🎯 Спасибо, что дочитали до конца!

👍 Лайк — если материал был полезен

👥 Подписка — шаг к новым открытиям в мире Формулы-1

Понравилась публикация?
2 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽