Качинские соколы – 5. Брат
Уважаемые читатели! Представляю вашему вниманию цикл рассказов о летчиках, написанных моим однокашником по Качинскому высшему военному авиационному училищу летчиков Владимиром Кожуховым.
Цикл включает следующие рассказы:
1. Мечта https://www.9111.ru/questions/77777777724814197/
2. Иду на грозу https://www.9111.ru/questions/77777777721509670/
3. Полет «Валькирий» https://www.9111.ru/questions/77777777721509149/
4. Испытание чувств https://www.9111.ru/questions/77777777724814305/
5. Брат
Далее представлен пятый рассказ - "Брат".
Эта история случилась во время очередного отдыха в профилактории для лётного состава в г. Адлере. Отдых подходил к завершению, на следующий день ожидался «борт» (самолёт АН-12), который должен быть забрать отдыхающих лётчиков из профилактория и развести по полкам и аэродромам базирования.
Вечер был свободен, и я решил прогуляться по территории находящего рядом дома отдыха «Адлер», где в этот день на спортивной площадке проводились соревнования по волейболу между группами отдыхающих по категориям рода войск.
Решил поболеть за команду ВВС, и если потребуется заменить «утомлённого солнцем». И на одной из трибун заметил знакомое лицо, ну вылитый младший брат (лет пять не встречались). Хотя он и младше на четыре года, но заканчивали мы лётные училище в один год – в 1972 (я Качинское ВВАУЛ, он Ставропольское ВВАУЛШ).
Подхожу
- Брат, ты!?
- Да, я!
Оказалось, он находился по путёвке в этом доме отдыха (прибыл с «Новой Земли»). Как наши пути ни разу не пересеклись за этот период совместного отдыха, я не знаю. И дом отдыха, и профилакторий рядом, пляж общий, столовая общая. Конечно, среди стольких отдыхающих трудно сосредоточиться на узнаваемых лицах, да и разве ожидаешь такой встречи. Это ведь товарищ случай.
Оказалось, путевка у него закончилась и «вечерней лошадью» он убывает сначала к семье в Крымск (через Краснодар), а потом к месту службы на «Новую Землю». Так как его поезд должен отправиться поздно вечером, пошли к нему в номер. Поговорить было о чём и конечно с чем. После посиделок пошли на вокзал, благо он в пяти минутах от дома отдыха. До отправления поезда было ещё достаточно времени, и мы решили зайти в привокзальный ресторан, чтобы скоротать время, а заодно и подкрепиться перед дорогой.
Из окон ресторана все поезда просматриваются, ретрансляция работает, что ещё надо для провожающих? Про время, конечно, забыли, а объявление на посадку, вероятно, не услышали. Короче, поезд ушел, не дождавшись брата. Конечно, брательник сильно расстроился, планы надо менять и ночь впереди, и из дома отдыха выписали.
- Расстраиваться не надо, говорю ему, завтра за отдыхающими в профилактории прилетит АН-12, мест всем хватит. Подойду к командиру экипажа, занесём тебя в списки пассажиров, и нет проблем. Первая посадка после Адлера будет в Краснодаре. Там сядешь на автобус и через пару часов в Крымске. А переночуешь в профилактории, мест свободных много и все свои, только лётный состав.
На том и порешили.
На следующий день по прилёту самолёта (а экипаж приходит на обед и обедает вместе с отдыхающими в одной столовой) подошёл к командиру и всё объяснил. После обеда прибыл автобус, загрузились и на аэродром, а в 14-00 – колёса в воздухе. Лететь от Адлера до Краснодара 40 минут, есть время пообщаться и выпить за хороший отдых.
В Краснодаре садимся без проблем, вышли краснодарские лётчики и мой брат, и далее по плану на взлёт и по «точкам». Предстоят ещё три посадки, на борту около тридцати лётчиков, некоторые с детьми, с жёнами.
Взлетаем.
- Надо бы отметить, говорю, встречу и проводы брата, пока ещё есть чем.
Бросаю случайный взгляд в иллюминатор (высота примерно 100 метров) и вижу, что левый ближний винт остановился, самолёт начинается медленно разворачиваться и проседать.
Тихо говорю: «Мужики, левый винт стоит».
Смотрим, и правый ближний винт остановился. К сведению: на самолёте АН-12 четыре двигателя, и он может лететь с двумя, но на взлёте выключение двигателей опасно просадкой из-за резкого падения тяги, и возможен сильный крен в сторону отказавшего двигателя. Хорошо, что успели набрать высоту 100-150 метров, а то и до земли бы просели.
Блинчиком с правым разворотом заходим на посадку. Спасибо экипажу, все живы и здоровы, но дальнейшее продолжение полёта невозможно. Всех просят покинуть борт. Самолёт опечатывается до приезда комиссии и выяснении причин отказа двигателя, а всем пассажирам предоставляется возможность решать дальнейшее продвижение к месту службы самостоятельно.
Дело было в пятницу, впереди выходные, денег нет, а если у кого и остались, билеты не купить (время-то летнее). Единственное, что сделали – через оперативную связь доложили в свои гарнизоны, чтобы на нас, как на рабочих лошадок, не рассчитывали (в субботу полёты никто не отменял).
Попробовал позвонить на проходную с мыслью, что брательник ещё не успел покинуть территорию части и перехватить у него деньжат (он ведь в отпуске и при деньгах). Но поезд, как говорится, ушёл. Кто служил недалеко, попытались добираться своим ходом или пошли по друзьям в городок за денежной помощью. А основная масса оставалась в глубокой задумчивости. Вышестоящему командованию было, конечно, доложено, но решение принимаются ведь не так быстро, как нам хотелось бы.
Пока суть да дело отвели нас в солдатские казармы, разместили на ночёвку, потом в столовой покормили, чем могли. Утро вечера мудренее, как говорится. В субботу прошла команда: придёт борт АН-26 по указанию командующего и развезёт по полкам тех, кто не смог добраться своим ходом до места службы.
Вечером в субботу посадили в самолёт, и наконец, мы покинули гостеприимный краснодарский гарнизон с полным багажом впечатлений. А что произошло с двигателем и причина отказа? Вроде бы попадание воды. Благодарю бога, что брат вышел из самолёта в Краснодаре, а не полетел дальше. Два брата в одном самолёте при аварии – это слишком. … А через некоторое время при встрече рассказал про эту посадку брату.
- Да, видел, что самолёт только взлетел и сразу пошёл на посадку. Мало ли что, произошло; может, кого забыли, или погоды не было, а что отказ двигателей и подумать не мог.
Послесловие: когда летели на отдых в Адлер (на Ил-14), дважды заходили на посадку из-за того, что не выпускалась передняя стойка шасси.

Вам понравился рассказ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты