Всё о DRS в Формуле‑1: что это такое и как система меняет ход гонок
DRS, или система снижения лобового сопротивления, установлена на заднем антикрыле болида Формулы-1 и уже более десяти лет помогает менять облик этого вида спорта, играя ключевую роль в результатах квалификационных заездов, гонок и даже чемпионата.

Что нужно знать
- Система снижения лобового сопротивления впервые была представлена в Формуле-1 в сезоне 2011 года.
- Основная цель системы снижения лобового сопротивления — улучшить возможности для обгона во время гонок Формулы-1.
- Пилоты Формулы-1 активируют систему DRS нажатием кнопки на руле.
- 2025 год станет последним сезоном DRS. С 2026 года в этом виде спорта будут использоваться автомобили с активной аэродинамикой и подвижными крыльями.
Итак, что же такое DRS и как он работает? В этом руководстве мы подробно рассмотрим историю, функции и перспективы DRS в Формуле-1.
История и внедрение DRS в Формуле-1
Система снижения лобового сопротивления (DRS) впервые появилась в Формуле-1 в сезоне 2011 года. Идея DRS была проста: создать систему, которая позволяла бы гонщикам регулировать аэродинамику заднего антикрыла, чтобы снизить лобовое сопротивление и увеличить скорость на прямых участках. Открывая заслонку в заднем антикрыле, DRS помогает гонщикам совершать обгоны и делает гонки более захватывающими для болельщиков, когда машина едет в пределах одной секунды от впереди идущего автомобиля. Пилоты также могут активировать эту систему во время тренировок и квалификационных заездов, даже если они находятся на трассе в одиночку.
Поскольку команды Формулы-1 продолжают внедрять инновации, это также приводит к проблемам, связанным с турбулентностью воздуха позади болида Формулы-1. Из-за слишком сильной турбулентности следующему за ним болиду сложно совершить обгон. Система DRS была призвана уравнять шансы, снизить аэродинамическое сопротивление и увеличить скорость на прямых участках, чтобы стимулировать более смелые обгоны.
Однако у DRS есть и критики, которые утверждают, что система искусственно даёт водителям преимущество, позволяя им увеличивать скорость простым нажатием кнопки, что снижает сложность и увлекательность обгона.
Но DRS - это нечто большее, чем простая кнопка обгона, которая гарантирует пропуск впереди идущего автомобиля. Хотя были и остаются случаи, когда она кажется слишком мощной, DRS действительно приводит к обгону задолго до зон торможения, поэтому ее основная цель - помочь при обгоне или в противном случае водителям пришлось бы бороться в турбулентном воздухе, создаваемом ведущей машиной.
Последнее поколение болидов Формулы-1, представленное в 2022 году, было спроектировано таким образом, чтобы ещё больше снизить эффект «грязного воздуха» и обеспечить более близкое следование и обгон даже без системы DRS. Эффект «грязного воздуха» возникает, когда воздух, уже возмущённый одним автомобилем, направляется на переднюю часть следующего за ним автомобиля. Это приводит к непредсказуемому управлению и повышенному износу шин из-за того, что следующий за лидером автомобиль сильнее скользит.
Изменения в правилах 2022 года в целом оказались эффективными: они уменьшили эффект слипстрима, но с течением сезона команды расширяют границы дозволенного, и в Формуле-1 снова появляется «грязный воздух». А из-за остановки разработки двигателя до изменений в правилах чемпионата мира по Формуле-1 2026 года система DRS по-прежнему играет важную роль в обгонах.
Почему система DRS была введена в 2011 году?
До введения системы снижения лобового сопротивления (DRS) гонщикам было крайне сложно совершать обгоны. Примеры этого можно найти даже в последней гонке сезона Формулы-1 2010 года, которая состоялась за год до введения DRS.
Во время Гран-при Абу-Даби Фернандо Алонсо столкнулся с серьёзной проблемой. Он застрял позади гонщика Renault Виталия Петрова на значительной части гонки. Эта досадная ситуация в конечном счёте стала решающим фактором, из-за которого Алонсо не смог выиграть чемпионат пилотов, который в итоге достался Себастьяну Феттелю.
Эта конкретная гонка высветила более масштабную проблему Формулы-1 того времени — турбулентность воздуха, из-за которой гонщикам было сложно следовать за другими машинами на трассе. Поэтому внедрение DRS стало ответом на эти вызовы. Без DRS в спорте, возможно, было бы меньше обгонов, а болельщики перестали бы смотреть гонки.
Что такое DRS и как она работает?
Система снижения лобового сопротивления — это механизм, встроенный в заднее антикрыло болида Формулы-1, предназначенный для оптимизации аэродинамики и увеличения скорости на прямых участках. В этой системе используется привод, расположенный в центре заднего антикрыла, для управления заслонкой. Пилот может открыть эту заслонку, нажав кнопку на руле, но только на определенных участках трассы, называемых зонами активации DRS. Когда закрылок открывается, он уменьшает площадь поверхности заднего крыла, эффективно снижая аэродинамическое сопротивление и увеличивая максимальную скорость на 15–30 км/ч.
Во время гонки система DRS может быть активирована, когда пилот Формулы-1 находится в пределах одной секунды от впереди идущего автомобиля, даже если этот автомобиль завершает круг. Использование DRS разрешено на тренировках и квалификационных заездах, но ограничено определенными зонами активации. До 2013 года пилоты могли использовать DRS в любом месте трассы во время квалификации, что привело к тому, что команды Формулы-1 настраивали свои автомобили для достижения оптимальных результатов в квалификации, но это мешало им бороться за лидерство во время самих гонок.
Важнейший интервал в одну секунду между автомобилями определяется в заранее заданных точках перед входом в зону DRS, известную как «точка детекции». Электронные таймеры, установленные по всей трассе, измеряют расстояние между двумя автомобилями. Если в точке детекции выясняется, что следующий автомобиль отстаёт менее чем на одну секунду, передаётся сигнал, разрешающий активацию в следующей зоне DRS.
Гонщики обычно узнают о наличии возможности включения системы DRS по цифровому дисплею или световым индикаторам на руле. Переднему автомобилю команда часто сообщает о приближении соперника. В зависимости от предпочтений водителя, тот, кто атакует, может активировать DRS, нажав специальную кнопку на руле, которая может быть расположена как на передней, так и на задней части руля.
Когда гонщик Формулы-1 едет с активированной системой DRS и открытым задним антикрылом, он может отключить DRS: убрав ногу с педали газа или нажав на педаль тормоза, либо повторно нажать кнопку на руле. Гонщики могут закрыть антикрыло перед входом в поворот, если их беспокоит аэродинамическая устойчивость на входе.

Важно отметить, что водители не должны активировать систему DRS в точке детекции, если они едут на расстоянии одной секунды от другого автомобиля, а слишком раннее нажатие кнопки может привести к задержке открытия антикрыла в нужной точке.
Использование DRS ограничено в определённых ситуациях. Изначально его нельзя было использовать в течение первых двух кругов гонки, а также после рестарта со стоячих или катящихся машин после выезда машины безопасности или выхода на трассу красных флагов. В сезоне 2024 гонщикам было разрешено использовать DRS уже после первого круга при условии, что они едут в пределах секунды от впереди идущей машины. Это правило также распространяется на период выезда машины безопасности.
Кроме того, организаторы гонок имеют право отключить систему DRS, если условия будут признаны небезопасными, например во время дождя или когда обломки на трассе представляют опасность в конкретной зоне трассы.
Защищающие свою позицию гонщики могут активировать систему DRS только в том случае, если они находятся на расстоянии одной секунды от впереди идущего автомобиля. Это часто приводит к так называемому «паравозику DRS», когда несколько автомобилей, находящихся в непосредственной близости друг от друга, нейтрализуют преимущество DRS, сохраняя относительно стабильное расстояние между собой. В ответ на это защищающие свою позицию гонщики могут использовать запасы электроэнергии, накопленные с помощью гибридных элементов в современных силовых установках Формулы-1, которые обычно называют кнопкой «обгона» или кнопкой SoC (состояние заряда). Это дополнительное увеличение мощности призвано дать водителям возможность защититься от преследующего их автомобиля с активированной системой DRS.
Сколько существует зон DRS?
Количество зон DRS варьируется в зависимости от конкретной трассы. FIA определяет расположение зон DRS перед каждым гоночным уикендом.
Например, в Бахрейне есть три зоны DRS, а в Монако с его уникальной и компактной планировкой трассы — только одна.
Примечательно, что FIA избегает размещать зоны DRS на поворотах по соображениям безопасности. Однако в прошлом они опробовали это на нескольких гоночных уик-эндах. Хотя маловероятно, что мы увидим зону DRS в туннеле Монако или аналогичные зоны повышенного риска.
Показательный пример того, насколько опасно разрешать использование зон DRS на поворотах, произошел во время Гран-при Великобритании 2018 года, когда была введена третья зона DRS, проходящая по пит-уоллу Сильверстоун и через два скоростных поворота на въезде. Однако это изменение привело к двум серьезным авариям на первом повороте (Эбби) с участием Романа Грожана и Маркуса Эрикссона во время тренировок и гонок. Неудивительно, что в 2019 году эта зона DRS была демонтирована и с тех пор не появлялась в Сильверстоуне.
Преимущества DRS
Основная цель системы снижения лобового сопротивления — улучшить возможности для обгона во время гонок Формулы-1 и сделать уик-энд более зрелищным. К основным преимуществам DRS с момента ее появления относятся:
- Улучшенный обгон: система DRS, несомненно, повысила эффективность обгонов во время гонок, сделав Формулу-1 более захватывающей для болельщиков.
- Стратегия и тактика: система DRS добавляет в гонки элемент стратегии. Пилоты должны решать, когда и где использовать DRS, чтобы получить максимальное преимущество, учитывая при этом износ шин, уровень топлива и положение соперников.
- Снижение монотонности: DRS помогает снизить ощущение монотонности в Формуле-1, делая гонки более динамичными и захватывающими.
- Вовлечённость зрителей: система DRS способствовала повышению вовлечённости болельщиков, что часто приводило к ожесточённым боям за позиции.
Сбои в работе DRS
Возможный сбой в работе DRS, при котором крыло остается открытым, может привести к тому, что гонщик получит черный флаг с оранжевым кругом.
В таком случае гонщик должен вернуться в боксы. Там механики вручную закроют заклинившую заслонку DRS. Если проблему не удастся устранить, гонщику будет запрещено использовать DRS до конца гонки.
Во время Гран-при Италии 2018 года произошёл примечательный инцидент, иллюстрирующий последствия отказа системы DRS. В первой шикане Монцы Маркус Эрикссон попал в серьёзную аварию на своём Sauber, когда заслонка в его заднем антикрыле не закрылась при торможении на высокой скорости.
В каких ещё гоночных сериях используется DRS?
DRS обычно ассоциируется с Формулой-1. Однако в других гоночных сериях также используется концепция регулируемой аэродинамики для снижения сопротивления и увеличения скорости.
DRS вышла за пределы Формулы-1 и начала участвовать в поддерживающих категориях, таких как Формула-2 и Формула-3.
Система DRS дебютировала в Формуле-3 в 2017 году, когда серия ещё называлась GP3. Изначально гонщики могли активировать и использовать систему максимум на шести кругах в основных гонках и на четырёх кругах в спринтерских гонках. Однако с 2019 года Формула-3 привела свои правила использования DRS в соответствие с правилами Формулы-1, обеспечив единообразие в спорте. В Формуле-2, ранее называвшейся GP2, DRS используется с 2015 года.
Система DRS использовалась и в других гоночных сериях. Например, в немецкой серии туристических автомобилей DTM (Deutsche Tourenwagen Masters). В DTM для улучшения обгона использовалась регулируемая аэродинамика, как в Формуле-1. Однако с 2021 года DTM перешла на регламент GT3, поэтому система DRS больше не используется.
Хотя в Формуле E, полностью электрической одноместной гоночной серии, не используется технология DRS, в ней есть концепция, известная как «режим атаки». В режиме атаки гонщики могут активировать специальный режим увеличения мощности, проехав через обозначенную зону активации за пределами гоночной траектории. Это добавляет в гонки Формулы E элемент стратегии и возможности для обгона, как и DRS в Формуле-1.
В различных других сериях автогонок используются системы помощи при обгоне, аналогичные тем, что применяются в Формуле E, для повышения зрелищности гонок. Эти системы обычно временно повышают мощность двигателя на определённый период во время каждой гонки. Например, в IndyCar используется система «push-to-pass», а в Super Formula — «система помощи при обгоне».
2026: конец DRS в Формуле-1
Формула-1 продолжает развиваться, и будущее DRS остаётся интригующей темой для обсуждения. Хотя DRS, несомненно, расширила возможности для обгона и сделала гонки более захватывающими, её также критиковали за то, что она делает обгон слишком простым и искусственным.
Будущее DRS несколько лет висело на волоске из-за разговоров об усовершенствовании системы, чтобы найти баланс между сохранением сложности обгона и обеспечением честной конкуренции. Руководящий орган Формулы-1, Международная автомобильная федерация (FIA), постоянно пересматривает и изменяет правила DRS, чтобы достичь этого баланса. Изменения включали в себя корректировку зон DRS, уменьшение угла наклона подвижного крыла и введение ограничений на использование DRS.
Кроме того, на роль DRS повлияют разработка и изменения в гибридных и электрических силовых установках Формулы-1. По мере того как автомобили становятся более энергоэффективными и экологичными, потребность в DRS при обгоне снижается настолько, что сезон Формулы-1 2025 года станет последним для конфигурации силового агрегата, дебютировавшей в 2014 году. В 2026 году будет представлена новая конфигурация, в которой не будет MGU-H, но увеличится мощность MGU-K. В 2025 году также выйдет последнее поколение автомобилей, представленное в 2022 году, и завершится сезон использования системы снижения лобового сопротивления (DRS), впервые реализованной в 2011 году для облегчения обгона. С 2026 года в спорте будут использоваться автомобили с активной аэродинамикой и подвижными крыльями.
Поскольку Формула-1 отказывается от нынешней системы снижения лобового сопротивления (DRS) в пользу активной аэродинамики — подвижных переднего и заднего антикрыльев, предназначенных для улучшения обгона и повышения зрелищности на трассе, — в распоряжении гонщиков будет два аэродинамических режима:
- Z-режим (мастерство прохождения поворотов): регулирует углы наклона крыльев для увеличения прижимной силы и улучшения сцепления на поворотах.
- X-режим (максимальная скорость): крылья сплющиваются для уменьшения сопротивления и увеличения скорости на прямых участках.
Хотя гонщики сами будут определять, когда переключать режимы, использование будет ограничено безопасными зонами, одобренными FIA, обычно это длинные прямые продолжительностью более трех секунд. Этот сдвиг делает больший акцент на мастерстве гонщика и стратегии, открывая новую эру, в которой обгон становится более тактическим, просчитанным искусством.
Часто задаваемые вопросыМожет ли лидер гонки использовать DRS?
Да, если лидер гонки находится на расстоянии одной секунды от машины впереди него и на трассе есть обозначенная зона активации DRS. В большинстве случаев лидер гонки не может использовать DRS, так как он лидирует, а машина прямо перед ним не находится на расстоянии одной секунды.
Насколько быстрее вы едете с DRS?
Преимущество в скорости, получаемое за счёт использования DRS в Формуле-1, может варьироваться в зависимости от конструкции автомобиля, покрытия и состояния трассы, а также длины зоны DRS.
Как правило, когда водитель включает систему DRS в специально отведенной зоне, это позволяет увеличить скорость примерно на 15 километров в час (от 6 до 9 миль в час) по сравнению с ездой без DRS. Однако гонщики Red Bull в 2023 и 2024 годах демонстрировали разницу в скорости более 30 км/ч. Такое увеличение скорости может быть значительным на прямых участках и призвано помочь в обгоне, позволяя преследующему автомобилю сократить отставание от впереди идущего и попытаться совершить обгон.
Однако фактическое преимущество в скорости может варьироваться в зависимости от трассы и автомобиля, поскольку оно зависит от аэродинамических характеристик автомобиля и длины зоны DRS. На некоторых трассах зоны DRS длиннее, что позволяет усилить эффект, в то время как на других трассах зоны короче, и прирост скорости может быть менее значительным.
Как гонщик узнает, может ли он использовать DRS?
В Формуле-1 гонщики узнают, могут ли они использовать DRS, несколькими способами:
Дисплей приборной панели: Современные рули Формулы-1 оснащены дисплеем, который в режиме реального времени предоставляет гонщику информацию. На этом дисплее обычно отображается информация о том, включена или отключена система DRS. Если система доступна, загорается индикатор «DRS» или аналогичный.
Командная коммуникация: команда гонщика будет связываться с ним по рации, чтобы сообщать, когда система DRS включена, а когда нет.
Чтобы активировать систему DRS, водитель должен находиться на расстоянии не более одной секунды от впереди идущего автомобиля, когда он пересекает обозначенную на трассе точку детекции DRS. Системы хронометража и анализа данных предоставляют эту информацию гонщику и его команде.
Для чего нужен мигающий красный сигнал на болидах Формулы-1?
Красный мигающий сигнал, расположенный в задней части болида Формулы-1, выполняет две основные функции: он улучшает видимость в неблагоприятных погодных условиях и сигнализирует о работе системы рекуперации энергии (ERS).
С момента своего появления в 2014 году этот красный индикатор указывает преследующим водителям и болельщикам, что ERS активно восстанавливает энергию. Кроме того, во время сильного дождя красный мигающий сигнал на задней части автомобиля решает проблемы видимости и делает машину более заметной. В отличие от дорожных автомобилей, гонщики Формулы-1 не могут позволить себе дворники.
Источник: formulaonehistory.com
🎯 Спасибо, что дочитали до конца!
👍 Лайк — если материал был полезен
👥 Подписка — шаг к новым открытиям в мире Формулы-1